14.04.2016

Заболел на борту: что делать?

Уходя в рейс, моряк должен знать не только свои обязанности, но и права.  В особенности это касается порядка получения медицинской помощи. Каковы будут последствия списания? Как поступит компания, если моряк заболел? Оплатит ли лечение?

Несмотря на то, что ответы на эти вопросы будут зависеть от того, под каким флагом моряк работает, первоначальные этапы схожи для всех моряков. Так как врачей на судах торгового флота нет, вопросы лечения и возможного списания решаются иначе. Моряку следует обратиться к капитану и заявить о невозможности выполнять свои обязанности в связи с болезнью или травмой. С помощью члена экипажа, прошедшего курсы оказания первой медицинской помощи, будет оценено состояние здоровья моряка. После этого капитан оповестит об инциденте судовладельца и страховое агентство. На основании предоставленных капитаном данных, судовладелец и агентство определят дальнейшие действия, которые необходимо принять в отношении пострадавшего моряка.  

У моряков, работающих под флагом Российской Федерации, вопросов с оплатой лечения возникать вообще не должно – работодатель обязан застраховать своих работников в Фонде социального страхования, и они всегда могут рассчитывать на страховые выплаты.

«Под иностранным флагом все сложнее. Если на судне нет коллективного договора, то вопросы регулируются в соответствии с индивидуальным контрактом моряка. Если этим договором вопросы оплаты медицинской помощи не регулируются – по усмотрению судовладельца, – рассказывает председатель Балтийской территориальной организации РПСМ (БТО РПСМ) Александр Бодня. – Поэтому мы всегда напоминаем морякам – перед тем, как выйти в море, проверьте, есть ли на судне коллективный договор РПСМ, потому что мы за него отвечаем. Если даже на судне будет колдоговор других профсоюзов, то вопрос будет решаться сложнее, так как действие колдоговора может не распространяться на таких моряков. У нас, в РПСМ, есть богатый опыт по “разруливанию” таких ситуаций, в том случае, если этот договор заключен с “братским” профсоюзом, входящим в ITF».

Если же судно под иностранным флагом работает по коллективному договору РПСМ, то стоит всегда помнить о том, что именно в нем и зафиксирован порядок получения медицинской помощи и выплат от судовладельца.

Кто оплатит счет?

Осмотр врачом и необходимое лечение, согласно коллективному договору, оплачивает судовладелец. Врач выписывает справку, выдает заключение о заболевании и при необходимости направляет в госпиталь. При госпитализации моряк списывается с судна и после курса лечения возвращается домой, а все транспортные расходы берет на себя компания-работодатель. За отработанный моряком период на судне компания обязательно должна выплатить всю полагающуюся сумму.

Но не всегда бывает так, что лечение заканчивается в госпитале в порту списания: существует множество болезней и травм, требующих долговременного лечения и реабилитации. В таком случае по возвращении домой моряк должен обратиться в свою поликлинику в течение трех дней после возвращения домой, взяв с собой заключение, выданное лечившим его ранее врачом, в обязательном порядке переведенное на русский язык. Местный врач уже либо констатирует, что пациент полностью выздоровел, либо выписывает новый больничный, назначает обследование и дальнейшее лечение.

Судовладелец будет оплачивать лечение моряка согласно коллективному договору или индивидуальному контракту, в которых четко прописаны условия и длительность производимых выплат. Следует обратить внимание на то, что не во всех случаях судовладелец будет оплачивать лечение: в основном лишь тогда, когда болезнь или травма были получены непосредственно на судне во время рейса.

Исключения из правил

Страховые компании и судовладельцы не готовы оплачивать все болезни без исключения: одно дело – внезапно возникшее в рейсе заболевание или полученная травма, и совсем другое – обострение хронической болезни, о которой моряк не сообщил на медкомиссии.

Список болезней-исключений также указан в договоре. Помимо обострения хронических заболеваний туда входят любые травмы, полученные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, даже самого легкого, а также в результате умышленного членовредительства. Но если болезнь не входит в список исключений, лечение и больничный морякам всегда компенсируется работодателем и/или страховщиком.

Важно учитывать и другой аспект: если в компании на основании заключения врача сделают вывод о том, что списался моряк не столько по медицинским показаниям, сколько по собственному желанию, то затраты на перелет и возвращение домой будут вычтены из его зарплаты, сообщает ресурс «crew-man».

Компенсировать потери

Сотрудник, получивший травму на производстве, всегда имеет право на компенсацию, и моряк в данном случае не исключение. Если в рейсе произошел несчастный случай, в результате которого человек пострадал или травмировался так, что это может повлиять на его последующее трудоустройство, он может затребовать компенсацию по договору. Размер компенсации будет зависеть от серьезности травмы и определятся в соответствии с условиями заключенного колдоговора. 

↑ 

Наверх