15.04.2016

Женщины в море: гендерно-дифференцированный подход?

Очень часто роль женщины в морской отрасли преуменьшается. Причин этому явлению можно найти много, но в большинстве случаев все объясняется существующими в обществе предрассудками, которые не позволяют женщинам заниматься той или иной работой.

Так, согласно статистике Международной федерации транспортников (МФТ), женщины составляют всего 2% от всей рабочей силы морской отрасли. По данным Международной морской организации (ИМО) за 2003 год, подавляющее большинство женщин, занятых в морской отрасли, а именно 94%, работают  на пассажирских судах – паромах и лайнерах. При этом их берут на должности в сфере обслуживания, т.е. в итоге они занимаются тем же, чем и на берегу. И только оставшиеся 6% – это те женщины, которые входят в состав экипажей грузовых судов.

Проблемы начинаются еще на этапе получения образования – в ряде стран морские учебные заведения вообще не принимают женщин, а если им и удается поступить, то не на все факультеты и не на все специальности. Например, первый набор девушек на места на бюджетной основе на плавательные специальности в ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова начался только с 2008 года.

Если девушкам удается поступить в морской ВУЗ, успешно его окончить и получить диплом, после этого встает вопрос о поиске работы. Судовладельческие компании не стремятся нанимать женщин на свои суда, отдавая предпочтение специалистам-мужчинам. Зачастую этому способствует и законодательство страны. Ярким примером такой дискриминации может послужить история Светланы Медведевой, которая более трех лет не могла устроиться на работу в качестве судоводителя в Самарском речном пассажирском предприятии (СРПП) в связи с тем, что работа моториста-рулевого признана «вредной для женщин». После долгих разбирательств, затянувшихся на несколько лет, Светлана подала жалобу в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН (КЛДЖ ООН), который в итоге встал на ее сторону и рекомендовал внести изменения в трудовое законодательство Российской Федерации, дабы искоренить дискриминацию женщин в сфере труда.

Если женщина всё же смогла получить работу на грузовом судне, в дальнейшем ей приходится столкнуться с другими трудностями: попав в мужской коллектив, женщинам приходится доказывать, что они в физическом и профессиональном плане способны справиться со всеми своими должностными обязанностями. К тому же сильное эмоциональное давление на них оказывает и общественное мнение: многие не верят, что девушки могут добиться успеха и построить карьеру в морской отрасли. Но с каждым годом все больше и больше женщин идут работать на флот, медленно, но верно разрушая сложившиеся стереотипы.

Одним из таких первопроходцев стала женщина-капитан контейнеровоза из Южной Африки Зетта Гус-Конради, которая в отрасли уже 13 лет, помогла предотвратить нападение морских преступников в водах Нигерии. Её пример не вписывается в сложившийся стереотип о том, что роль женщин в судоходстве ограничена работой на лайнерах и паромах.

В России таким примером можно считать выпускниц ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, ставших четвертыми помощниками капитана – Ляну Митрофанову и Екатерину Балабуха. Получив высшее образование по специальности «судоводитель», они обе смогли устроиться на газовозы компании «Совкомфлот» – «Pskov» и «Sibur Voronezh» – и успешно отработали на них уже не один рейс.

Времена меняются, и всё чаще мы видим примеры того, что стереотипы отступают, и женщины могут наравне с мужчинами проявить себя практически на любом профессиональном поприще. Поскольку профессия моряка на протяжении почти всего времени своего существования считалась исключительно мужской, сегодня судоходная индустрия заметно отстаёт от мировой тенденции к профессиональному гендерному равенству.

Несмотря на то, что в последнее время мы видим всё больше женщин, занятых во многих областях, где раньше доминировали мужчины, таких как отрасли высоких технологий, наука, строительство и сельское хозяйство, эта тенденция пока в полной мере не распространилась на морскую сферу. Пришло время пересмотреть отношение к той роли, которая отводится женщинам в морской профессии. 

↑ 

Наверх