19.04.2016

Что бывает, когда прав не бывает

Международной Организации Труда (МОТ-ILO) решался вопрос о повышении рекомендованного минимума зарплаты для моряков, работающих под национальным флагом. Как всегда, спорили между собой Международная Ассоциация Судовладельцев (ICS) и Международная Федерация Транспортников (ITF).

Долго ли коротко, но было решено не трогать уровень 614 долл. США, действующий с 1 января этого года, не трогать до 2018 года.

Опуская причины такой стабильности, разъясним по сути вопроса: рекомендованный минимум зарплаты – это лишь её компонент, оклад (basic wage).

«Бейзик» до января 2015 года держался на уровне 585 долл. США.

В дополнение к общей зарплате, тому, что моряк (матрос AB) , получает на руки в месяц, выплачиваются сверхурочные и отгулы.

Мы все время упоминаем уровень АВ, потому, что это точка отсчета, единица. От неё и считают прочие должности на борту. Например, уровень капитана в 3,17 раза больше. 

Итого, рекомендованная международная зарплата для AB под национальным флагом составляет 1078 долл. США в месяц.

Подчеркиваем это специально, 1078 долл. США в месяц. Ведь некоторые судовладельцы, мягко выражаясь, ошибаются, тычут пальцем в ксерокопию с неправильным переводом и орут: «Рекомендованный минимум – 614. Почему больше?»

А больше действительно требуют с судов флага РФ, например, при заходе в порты Скандинавии, особенно в Финляндию. И в случае, если под нашим флагом получается меньше, чем «рекомендует» МОТ, где государством-членом также является Российская Федерация, то у тамошних профсоюзов появляется повод обвинить работодателя в демпинге, занижении оплаты труда моряков. Отсюда бойкот, страйк и забастовка солидарности.

И ещё, «рекомендованный» минимум МОТ- ILO используется в коллективных договорах кипрских профсоюзов FTPAW, покрывающих кипрских судовладельцев. К сожалению, под этой крышей часто ходят греки, нанимающие украинцев и филиппинцев. Получается экономия на содержании экипажа примерно в два раза, по сравнению с типичным коллективным договором ITF для удобных флагов.

По любому, кипрская планка зарплаты всё равно выше российской, когда уровень зарплаты матроса в частной компании на судне смешанного плавания не превышает 40 тыс. рублей. Если этот матрос не плывёт в Финляндию.

Можно назвать это международным произволом и навязыванием россиянам чуждых международных стандартов.

А что будет, если эти самые международные нормы исчезнут?

Разберем случай, когда отдельно взятое государство принимает решение «забить» на нормы, написанные за бугром какими-то шайтанами.

Иранская рыболовная компания “ZARDABALEH Industrial Tuna Fishing Co.Ltd.” (Тегеран) берет  калининградцев с контрактом, где сказано, что судовладелец и моряк взаимно ответственны на условиях какого-то симбиоза Иранского и Российского законодательства. А дальше сказано, что в случае, когда работник и работодатель не поладят, этот спор разрешится в судебных органах Ирана.

Каких именно инстанциях, светских или шариатских, и кого в случае чего будут бить палкой и куда, не разъясняется.

Других же правил нет. А международные нормы Иран, как и весь тот развесёлый регион, принципиально не признает. 

И вот в такую фирму и этакую страну едет работать на судно электромеханик С. Г., где по прибытию на судно умирает: всё-таки 61 год.

Это было в сентябре, а тело в Калининград доставили в ноябре, документы, хотя бы косвенно объясняющие, что случилось, родственники получили в начале этого года.

На их запросы о возможной компенсации фирма ZARDABALEH просто не отвечает: хотя, в контракте с тегеранским штампом на английском языке  написано, что «моряк застрахован на сумму 15 тыс. долларов США» (для сравнения, международный минимум – 98 тыс. долларов США).

Куда родственникам податься? В народный трибунал имени Хомейни или в суд шариата, где рассматривают жалобы неверных на правоверных?

Но родственники не говорят на языке фарси и в этом споре у них нет общего с обидчиком правового поля и соответствующих понятий.

В странах шариата нет ни МФТ, ни МОТ. Здесь гастарбайтеров, как в Катаре, просто зарывают в недостроенное футбольное поле прямо в разгар рабочего дня.  И здесь экипажи, как говорится, «попавшие» на зарплату, могут взывать о правовой поддержке хоть в Лондон, хоть на Луну: ответ будет тот же, что и в случае с «Зардабалехом».

И вот картинка на тему тамошней гуманности и веротерпимости. Единственный на всю акваторию Красного моря интерклуб для моряков, который изо всех сил содержит христианская миссия, обитает на самоходной барже, вечно стоит на рейде и не имеет права швартоваться к стенке. Священник подруливает к борту судов и проповедует со своей палубы на уровень шестого этажа.

Так в странах Персидского залива осуществляется «отправление религиозных надобностей» например, для филиппинцев-католиков.

(Вынужденное отступление сделано, чтобы прояснить ситуацию, в которой оказались родственники умершего С. Г.)

Родственники обращались в Консульство РФ, где им отписали, что не имеют возможности ввязываться в тонкости того, чего светским умом не постичь.

И действительно, в справке, выданной через десять дней после смерти, сказано: «Господин умер, причина смерти находится в рассмотрении».

Результатов рассмотрения до сих пор нет, хотя в сопроводиловке для транспортировки тела  написано (подпись – гендиректор Хамидреза Бехештиан): «скончался из-за инфаркта». Очевидно, господин Хамидреза – и мореплаватель, и законодатель, и патологоанатом.

Его суда-потогонки работают под флагом Ирана, именуются “Havour” и “Baluch”, укомплектованы пенсионерами из Калининграда и гастарбайтерами из Северной Африки.

И, к сожалению, не вылезает эта флотилия из Красного моря, и не заплывает в нормальные воды с нормальными законами. 

© председатель Каалининградской РО РПС Вадим Мамонтов

↑ 

Наверх