Как безопасно использовать банковские карты за рубежом
Использование банковских карт во время пребывания за рубежом стало привычным делом. Как действовать, если во время отпуска или рабочей поездки банковская карта оказалась заблокированной, и где заранее «подстелить соломку», рассказали представители крупнейших российских банков. О наиболее частых проблемах рассказывает сайт crew-man.com на основе материалов РБК.
Подозрительная покупка
Одна из наиболее распространенных причин блокировки карты — подозрительные расходные операции в торговых точках. В этом случае банк без предупреждения может заблокировать карту. По словам руководителя управления кредитных карт «ВТБ-24» Александра Бородкина, обычно банк вмешивается, только если полностью уверен, что сама карта и ее данные попали в руки злоумышленников. Если вы оказались в этой ситуации, нужно связаться с банком и тот сообщит, в каком из ближайших офисов партнеров можно получить новую карту. Срок ее изготовления обычно составляет 1-2 дня. Единственное, что можно сделать заранее, чтобы не остаться совсем без денег — взять в поездку за границу две карты разных платежных систем.
Мошенничество
За границей (как, впрочем, и на территории России) самый распространенный способ компрометации банковских карт — перехват их данных, в том числе ПИН-кодов при снятии наличных денег в терминалах. В результате злоумышленники получают возможность проводить несанкционированные транзакции, а владельцу карты в этом случае нужно как можно быстрее самостоятельно заблокировать карту. Банк и сам может стать инициатором временной блокировки, если транзакции покажутся подозрительными. В этом случае работники банка сами будут дозваниваться до клиента, чтобы убедиться, что именно он совершил операцию.
Некоторые банки могут пойти навстречу клиенту и в режиме онлайн на несколько минут отменить блокировку карты, дав возможность снять деньги. Если транзакции действительно проводились мошенниками, карта блокируется, и клиент сможет получить новую карту по описанной выше схеме.
Невыгодная конвертация валюты
Нередко за границей держатели банковских карт сталкиваются с проблемами, связанными с конвертацией средств. Списание средств со счета карты вопреки представлениям многих — не мгновенная процедура, она может осуществляться в течение нескольких дней. Порой этого времени бывает достаточно, чтобы курсы валют значительно поменялись, как это было, например, в декабре 2014 года, и конечная стоимость покупки может значительно увеличиться.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев рассказывает, что разбирался в подобных ситуациях, подозревая, что банки специально могли выжидать выгодное для себя время конвертации валют. Однако никакого закона банки таким образом не нарушили.
Если конвертация валюты уже оказалась по-настоящему разорительной, сделать, к сожалению, ничего нельзя. В исключительных случаях банк может компенсировать потери в рамках претензионной работы.
Руководитель дирекции мониторинга электронного бизнеса «Альфа-банка» Алексей Голенищев советует не соглашаться на предложения продавцов списать деньги за покупку в рублях — услуга в последнее время становится все более популярной в торговой сфере. Операции нужно совершать в валюте той страны, где вы находитесь, тогда конвертация будет проходить только раз — из валюты страны в валюту вашего счета. Иначе запустится схема многократной конвертации, когда рубли могут перевести сначала в валюту какой-либо страны, затем в евро, а потом опять в рубли. А вообще безопаснее в зоне евро использовать банковскую карту со счетом в этой же валюте.
Нечитаемый ПИН-код
Бывают случаи, когда за границей банкоматы не принимают ПИН-код банковской карты, выпущенной в России, хотя оплата в торговых точках проходит. В некоторых странах терминалы требуют ввести непривычный россиянину 6-тизначный ПИН-код. В этом случае нужно ввести свой ПИН и следом добавить любые две цифры, советует директор процессингового центра «Альфа-банка» Сергей Брынин. Если же у карты размагнитилась полоса, то банкомат «прочитать» её не сможет. Клиенту остается лишь перевыпустить карту.
Некоторые банки в целях безопасности вводят ограничения на обналичивание средств и оплату в торговых точках по территориальному признаку. В этом случае перед поездкой, например, в Японию или Китай, следует уведомить свой банк.
Двойная блокировка средств на карте
При бронировании гостиничного номера можно столкнуться с тем, что иностранные отели самостоятельно осуществляют предварительную блокировку средств на карте будущих постояльцев, чтобы гарантировать оплату услуг. В этом случае деньги не списываются, но воспользоваться ими невозможно в среднем в течение 30 дней. При оплате услуг эта же сумма списывается со счета. В большинстве случаев банки никак не могут повлиять на эту ситуацию. По просьбе клиента они могут отменить блокировку средств, рискуя при этом, поскольку не знают, за какую услугу проведена повторная операция. Избежать двойной блокировки средств можно, используя для оплаты услуг отеля (или сервисов по аренде автомобилей) кредитную карту. В этом случае замороженная отелем сумма не является кредитом, следовательно, платить за нее проценты не придется.