РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Александр Авдеев, капитан NS Consul СКФ Новошип, родом из Астрахани. Он моряк в третьем поколении: один дед матрос, другой капитан, отец - электромеханик. Одно из самых ярких детских воспоминаний - как вышел в море на буксире «Капитан Краснов». Дед-капитан показывал в ночном небе звезды, рассказывал, как моряки ориентировались по ним, а боцман учил десятилетнего «юнгу» вязать морские узлы и гонял с поручениями по всему буксиру.
Отучившись в Астраханском мореходном и Новороссийском высшем инженерном морском училищах, Александр Авдеев пришел на работу в Новороссийское морское пароходство. Самый первый рейс на танкере «Григорий Ачканов» длился целых одиннадцать месяцев! В 1992 это было обычным делом. Этот год в море для молодого штурмана мелькнул как летучая рыбка. Событий было немало – и все впервые в жизни.
- До сих пор помню один выдающийся шторм в южной Атлантике, – вспоминает Александр Геннадьевич. – Он застал нас с пустыми танками, как раз к окончанию бункеровки рыболовецких траулеров у берегов Аргентины. Крен судна - сорок три градуса, в каютах и кубриках вся мебель раскурочена: и так двое суток без сна и отдыха. А ведь танкеру было уже почти тридцать лет.
Переживали всей командой – и оказалось, не зря. В конце концов «Григорий Ачканов» все-таки дал течь. Слава Богу, только на капитанском мостике и только с крыши. Вода чуть не залила радары, пришлось спешно обклеивать потолок полиэтиленом. Но самым страшным испытанием стала морская болезнь.
- Из-за нее даже смена вахт проходила чаще, - рассказывает Александр Авдеев. - В тот шторм я понял: укачивает всех – и зеленых салаг, и опытных морских волков. Просто запас прочности у людей бывает разный.
Экипаж на «Ачканове» оказался дружный, это очень помогало жить. И опытный. Первые шаги в профессии молодой четвертый помощник делал под руководством капитана Леонида Родионова.
- У Леонида Ивановича была масса капитанских достоинств, и среди них - ярко выраженный талант мастера художественного слова, - рассказывает Александр Авдеев. – Он мог в таких ярких красках описать последствия любой моей ошибки, что картинка возможных последствий еще долго стояла перед моими глазами. После таких инструктажей второй раз на эти же грабли я уже не наступал.
Через 12 лет Александр Геннадьевич вновь пошел в рейс… в первый раз. На этот раз - впервые в должности капитана. Химовоз «Леонид Утесов» работал в чилийском чартере и регулярно ходил через Магелланов пролив. Навигация здесь не из простых: течения, скалы – все это требует сложных маневров. Там мореходные качества как самого судна, так и его молодого капитана регулярно подвергались проверкам.
Потом были «Евгений Титов», «Темрюк» и NS Captain, на котором Александр Геннадьевич отработал половину своего капитанского стажа - шесть лет. На этом судне он обошел весь мир: от Венесуэлы до Сингапура. Немалая часть маршрутов пролегала через печально известный Аденский залив. Он помнит, как так называемый «сомалийский синдром» только-только начинался.
- Было время, когда мы ходили там без конвоя, - вспоминает он. - Потом началось: тревожные сообщения одно за другим, будто фронтовые сводки. Когда услышали про захват новошиповского «Московского университета», не у одного меня в экипаже сердце екнуло. По этому же маршруту мы должны были идти два дня спустя. Но, слава Богу, все годы разгула пиратов у Африканского рога NS Captain инцидентов удавалось избегать. Хотя так называемые mother ship («матки», как мы их еще называли), на горизонте появлялись постоянно. Днем это вроде бы обычные рыбаки. А по ночам с них спускали скоростные катера с вооружёнными людьми. До сих пор не по себе, когда это вспоминаю.
Как и всякий капитан, Александр Авдеев неоднократно убеждался: удачный рейс - это всегда заслуга всего экипажа. Взять хотя бы старпома Виктора Антюхова и старшего механика Владимира Шохина, которые работают NS Captain с самой приемки.
- Оба грамотные специалисты, оба выросли с рядовых должностей и знают работу моряка от и до, - отзывается о них капитан. – На судне они у себя дома. Нельзя не отметить работу и боцмана Анатолия Соколовского. Именно Анатолий Николаевич обучает молодых матросов, которые приходят работать на флот, всем премудростям профессии - от мойки танков до замеров груза. На камбузе у нас настоящий мастер Андрей Цуриков, это от его усилий зависит настроение и здоровье всего экипажа.
А еще Александр Авдеев прекрасно понимает, насколько важно, чтобы в череде рабочих будней моряка хотя бы иногда мелькало что-то необычное. Именно поэтому, к примеру, в экипажах под его командованием при пересечении экватора обязательно отмечается праздник Нептуна:
- Такие вещи – просто неотъемлемая часть морских традиций и морской романтики, - рассказывает Александр Геннадьевич. - «Окрестить» молодых – это же святое. Хорошая зарплата обязательно должна подкрепляться грамотой от самого Нептуна, который не просто нарекает новичка новым морским именем вроде «матроса Барракуды», но и принимает его в свою славную богатырскую рать. Потом фотография, где он запечатлен, как полагается, чумазым, в тосоле и в компании чертей, станет для него памятью на всю жизнь. Будни сольются в один «день сурка» - а это останется. И на работе, кстати, скажется весьма благоприятно.
По тем же соображениям капитан Авдеев никогда не возражает, если кто-то из членов его экипажа коротает свободное время с удочкой. Он, оказывается, и сам рыбак. И между прочим, даже как-то поймал корифену, которая входит в число самых быстрых рыб в океане.
Источник: ЮТО РПСМ
Наверх