РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
«Стресс на рабочем месте: коллективный вызов» – тема Всемирного дня охраны труда, который отмечается сегодня, 28 апреля. Ей была посвящена конференция в Сочи, проходившая в рамках второй Всероссийской недели охраны труда (18-22 апреля). На ней присутствовали представители Международной организации труда (МОТ), органов государственной власти РФ, общественных организаций, российские и зарубежные эксперты. В работе конференции принял участие главный технический инспектор труда Российского профсоюза моряков (РПСМ) Евгений Хижняк.
По его словам, особенно подвержены стрессу – в силу специфики работы – командный состав: капитан, старший помощник капитана, старшие механики, судоводители, механики. Малейшая ошибка при работе на сложных автоматизированных судах может привести к экологической катастрофе, кораблекрушению или травмированию моряков. Конечно, это накладывает отпечаток на эмоциональное состояние.
Другими источниками стресса являются долгая разлука с родными и близкими, прохождение опасных зон, подверженных пиратству. «Я в своей жизни проходил только через одну пиратскую зону – Малаккский пролив в районе Сингапура. Но это ничто по сравнению с тем, что сейчас творят пираты в Сомали и других африканских странах», – делится Евгений Хижняк.
Моряки часто меняют климатические и часовые пояса, а наука говорит, что это очень вредно для здоровья. Не зря подавляющее большинство моряков к пенсионному возрасту имеют полный букет болезней, вызванных стрессом. «Среди 500 смертельных инцидентов, которые я расследовал, были случаи, когда молодые 45-летние капитаны умирали на борту судна из-за стресса. Напряжённый ритм, неблагоприятные метеоусловия в зонах работы – всё это выливается в сильнейшие стрессовые расстройства» – говорит Евгений Хижняк.
Борьба со стрессом должна быть частью политики компаний-судовладельцев. Как, например, в группе компаний «Совкомфлот», которая проявляет заботу о моряках не на словах, а на деле. Например, в коллективном договоре между РПСМ и «СКФ» написано, что продолжительность рейсов не должна превышать четыре месяца, а у «Совкомфлот Варандея» продолжительность рейса составляет всего 2,5 месяца. Это даёт возможность людям отдохнуть.
Кроме этого, на современных судах «СКФ» есть спорткаюты, сауны. Компания и профсоюз дополняют эти места отдыха тренажёрами, чтобы моряки могли после вахты снять напряжение в спортзале, бассейне или сауне. Помимо спортинвентаря компания и профсоюз стараются обеспечить моряков художественной литературой и классическими фильмами.
Наверх