29.04.2016

Заброшенные моряки

В Астрахани, почти на середине Волги, застыл теплоход «Юсра». Он успел уже стать местной достопримечательностью. Судно не сможет самостоятельно покинуть астраханскую акваторию, потому что уже истёк срок квалификационных документов, подтверждающих безопасность условий его хода. «Юсра» прибыла в Астрахань 11 июля прошлого года для ремонта, здесь и бросила якоря. А до этого она совершила последний рейс в Туркмению, куда отвозили стройматериалы. Судно ходит под российским флагом, но его владельцем является турецкая компания «Кент Шиппинг», которая действует через российского посредника — ростовскую компанию «Сэйл Трейд».

И пусть бы стояло это судно на рейде как добавление к городскому пейзажу, но на нём находятся голодные люди. Почти год экипажу не выплачивают зарплату. Когда моряки «Юсры» после рейса в Туркмению стали требовать, чтобы им отдали долги, судовладелец предложил распустить команду, оставив на судне всего трёх человек. Но экипаж в полном составе, а это восемь моряков, отказался покидать судно до расчёта судовладельца с ними.

«Мы отказываемся покидать судно, пока с нами полностью не рассчитаются», — заявляет капитан «Юсры» Виктор Останин. Судовладелец большую часть зарплаты выплачивает морякам не по ведомости, а в конвертах. Именно эту «неофициальную» часть заработка и требуют сейчас моряки, а это — тысячи долларов. Экипаж решил держаться до конца.

Беда в том, что моряки сами согласились на серую зарплату. «Мы подписали трудовые договоры на минимальную сумму — по 6,3 тысячи рублей в месяц. Основная же зарплата была обещана в валюте, но без всяких письменных договоров — устно. И мы вынуждены были поверить. Глупо верить капиталисту, но так работают в нашей отрасли большинство», — рассказал капитан судна.

Действительно, в нашей стране, как правило, выбора нет: если хочешь работать по своей профессии, то соглашайся на условия работодателя. Смешно предположить, что при установившихся в России в «новейшее время» порядках даже принципиальный человек, устраиваясь на работу, позволит себе заявить, что он хочет получать только белую зарплату. Его уговаривать долго не будут, выпроводят за порог как невменяемого. Хозяин у «Юсры» там, за горизонтом, в Турции, но формирует экипаж его ростовская «дочка» «Сэйл Трейд». А она-то должна подчиняться нашим законам.

Известно, что капиталисты и их верная обслуга во всём мире стремятся ради прибыли уклоняться от любых норм права. Но нельзя не поинтересоваться: а где же контролирующие органы нашей страны? Почему они-то не бьют тревогу? Допустим, зарплата моряков их мало тревожит, но ведь на работников этих экипажей почти не поступают пенсионные взносы, как и прочие налоги?

Кстати, информация для любознательных: российский Пенсионный фонд занимает первое место в мире по количеству сотрудников. На 143 миллиона человек, составляющих население нашей страны, приходится 121 тысяча с лишним чиновников Пенсионного фонда (ПФ). В США на 319,5 миллиона жителей для решения пенсионных проблем населения хватает 60 тысяч сотрудников, а в Японии пенсионными делами 127,3 миллиона её граждан занимаются всего 27 тысяч сотрудников. Почему же тогда при такой мощной армии ПФ РФ у этой службы не хватает сил на борьбу с воровской бухгалтерией многих компаний? Где прячется от своих служебных обязанностей «наша» армия служащих, призванных защищать интересы как государства, так и отдельных его граждан? Укрывается она, конечно же, за дверьми многочисленных офисов. Там уютно: только на недвижимость, на улучшение комфорта этих «заступников ветеранов и инвалидов» ПФ потратил с 2013 года более 14 миллиардов рублей.

Впрочем, в нашей-то истории роль Пенсионного фонда, честно говоря, хоть и не нулевая, но периферийная. А есть ещё бесчисленные армии чиновников в надзорных ведомствах (прежде всего в инспекции по труду и прокуратуре), в которых сконцентрированы скопища надзирающих и смотрящих, но из-за их пренебрежения своими должностными обязанностями наши работники оказываются сплошь и рядом беззащитными.

Капитан «Юсры» 29 марта этого года направил письмо руководителю морского порта Астрахани. В нём сообщалось, что на теплоходе в настоящее время закончилось топливо и дизель-генератор остановлен. В результате в случае появления дрейфа, чтобы уйти от навала на другие суда и обеспечить безопасную стоянку, у судна не будет возможности использовать основные двигатели.

Ещё раньше, в декабре прошлого года, капитан «Юсры» ставил вопрос перед руководителем порта, обращая его внимание на нарушение судовладельцем трудовых норм на судне. Прошла инспекторская проверка, но выявленные нарушения так и не были устранены.

Компания «Сэйл Трейд», к которой приписана «Юсра», имеет привычку не платить зарплату во время рейса, а по его окончанию списывает моряков с долгами. После долгих ожиданий зарплаты люди начинают обращаться в профсоюз, как… в общественную приёмную. Но часто оказывается, что уже поздно. Однако виноваты не работники, а опять же контролирующие органы. Конвенция о труде в морском судоходстве, ратифицированная Российской Федерацией, гласит, что в трудовом договоре члена экипажа должна быть ссылка на коллективный договор с профсоюзом, в который входят работники конкретного судна. Но вот здесь-то в родном Отечестве одна из социальных «чёрных дыр». Как и очень многие владельцы предприятий и фирм, компания «Сэйл Трейд» также отказалась подписывать коллективный договор с профсоюзом. Но наши многочисленные чиновники этого никак не замечают.

Более того, судовладелец ООО «Сейл Трейд» даже на неоднократные заявки на необходимость снабжения продуктами и топливом судна «Юсра» отделался молчанием: в компании на звонки не отвечали. Наконец, после многочисленных писем в различные организации на «Юсру» завезли немного продуктов и топлива. Топливо скоро закончилось, в результате перестали работать холодильники и продукты испортились. Их пришлось выкинуть.

На днях я позвонил по мобильному телефону капитану «Юсры» Виктору Останину, спросил, как они выживают. Он ответил: «Электроэнергии нет, невозможно даже зарядить мобильные телефоны. Все продукты в холодильниках пропали, остались только консервы. Чтобы сготовить обед, приходится разводить костёр на корме. Готовит пищу повар Мария Владимировна, у неё серьёзное заболевание, нужна срочная операция. Но она не может этого сделать: нет денег».

У самого капитана на берегу двое детей, жена работает учительницей, получает 12 тысяч рублей в месяц. На эти деньги нужно кормить семью да ещё выплачивать ипотеку за жильё. Отец семейства уже почти год ничем не может помочь детям и жене.

У старшего помощника капитана Владимира Игоревича Сластенова тоже беда: жена потеряла работу. Она ждёт мужа из длительного плавания с деньгами. Такие же проблемные ситуации у всех восьми членов команды. Все они ушли в рейс, чтобы подправить благополучие семей, а оказались сами в качестве голодающих, не говоря уж о том, что подвели родственников.

31 марта в отношении компании «Сэйл Трейд» и его директора возбуждено дело об административном нарушении. Сколько времени это дело будет пылиться на полках, никто не знает, а морякам нужно уже сейчас спасать семьи и себя от голода. Кстати, какое же это административное нарушение, если людям год не выплачивают основную зарплату? Это уже разновидность грабежа, то есть уголовщина!

Горькая история с «Юсрой» — совсем не уникальный случай. Международная федерация транспортников рекомендовала морякам воздержаться от трудоустройства на судах компании «Кент Шиппинг», в которой практикуется двойная бухгалтерия и списывают моряков на берег без денег. В 2012 году здесь и вовсе произошёл вопиющий случай: на судне «Феофан Шохирев», которое тоже принадлежит туркам, умер заболевший внезапно капитан Александр Кочетов. По пути в Босфор он много раз просил отпустить его в больницу. Не отпустили. Он умер на боевом посту. Тело капитана лежало в каюте, пока теплоход не прибыл в порт назначения.

В начале апреля на судне «Юсра» побывал помощник транспортного прокурора по Астраханской области М. Костин. Он сделал соответствующие юридические выводы. Задолженность по заработной плате — это преступление, предусмотренное статьёй 145 Уголовного кодекса (УК) РФ. Формирование теневого фонда оплаты труда подпадает под нормы статьи 199 УК РФ, так как связано с уклонением от оплаты налогов в региональный и местные бюджеты (НДФЛ) и внебюджетные фонды — пенсионный, медицинский и социального страхования.

Сейчас восемь членов экипажа «Юсры» написали заявления в прокуратуру с просьбой взыскать долги по зарплате с работодателя. Трусовский районный суд города Астрахани готовится рассмотреть иск, поданный Астраханским транспортным прокурором. Но… Здесь не знают, как быть: ведь в трудовых договорах истцов прописана только рублёвая часть зарплаты. Правда, по словам капитана Останина, у него имеются оригиналы документов, где прописаны валютные выплаты за прошлые годы. Существуют также табели посуточной оплаты для работников в сумме до 131 доллара США в день (согласно занимаемым должностям).

5 апреля этого года Борис Кравченко, председатель Конфедерации труда России, в которую входит профсоюз моряков, направил письмо генеральному прокурору России Юрию Чайке. По данным профсоюза, в портах Астрахани и Ростова-на-Дону стоят ещё десять таких сухогрузов с российскими экипажами, которым не выплачивает зарплату за многие месяцы уже знакомая турецкая фирма.

На «Юрии Полторацком», например, с 22 января экипаж проводит в порту Ростова-на-Дону такую же «голодную забастовку», как и на «Юсре» в Астрахани. Моряки с этого судна тоже требуют от турецких работодателей погасить долг по зарплате. Рублёвую часть долга компания погасила (это — копейки), а валютную (она тоже не была в договорах прописана) не выплачивает.

В феврале на «Юрии Полторацком» закончились питьевая вода, топливо и продовольственные запасы. Турецкая компания надеялась, что моряки не выдержат холода и покинут судно. Но их спас от вымерзания профсоюз моряков (РПСМ), который завёз забастовщикам дрова. Теперь они разводят на судне костры.

Хочется закончить этот рассказ о наших голодающих моряках заключительными словами из письма председателя Конфедерации труда России Бориса Кравченко, обратившего внимание на то, что речь идёт о действиях, совершаемых резидентами государства, недружественно настроенных к Российской Федерации. Он пишет: «Ввиду изложенного прошу принять меры прокурорского реагирования. Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, находящихся в зоне российской юрисдикции, а именно: руководство ООО «Сейл Трейд» и ООО «Ривер Мед Трейдинг», непосредственно представляющих «Кент Шиппинг».

РПСМ неоднократно писал о бедственном положении моряков «Юсры» и «Юрия Полторацкого», председатель Азово-Донской территориальной организации Леонид Глушак оказывал содействие морякам. Профсоюз продолжает следить за судьбой членов экипажей.

Автор: Альберт Сперанский, газета «Правда»

↑ 

Наверх