РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сводная конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) стала безусловным прорывом в области защиты прав моряков. Несмотря на то, что с момента вступления Конвенции в силу (20 августа 2013 г.) не прошло и трех лет, представители судоходной отрасли уже могут дать ей весьма объективную оценку. Отношение к КТМС-2006 со стороны морского сообщества в общем и целом – положительное. Правда, как и любой другой документ, она имеет свои преимущества и недостатки.
– «Бумажной работы» у моряков явно прибавилось, – считают в БТО РПСМ. – Причем, как у самих членов экипажей, так и соответствующих проверяющих органов, инспектирующих условия труда и быта моряков на соответствие всем необходимым нормам и требованиям КТМС-2006.
– Со вступлением КТМС в силу существенно возросло количество документов, которые необходимо проверить в ходе инспекций, – отмечает представитель Судового Регистра Острова Мэн (IMSR) Рон Стратди. – Это отнимает немало времени. Такие инспекции подразумевают под собой еще и общение с членами экипажа. Вопросы, которые мы задаем морякам, помогают получить реальную картину происходящего в части соблюдения прав и обязанностей экипажа. А потому, чем больше у нас будет времени, тем лучше.
В КТМС достаточно подробно говорится о зарплате моряков. Но, по мнению опрошенных нами членов экипажей, там нет самого главного – конкретных цифр, от которых следует отталкиваться при определении минимальных ставок оплаты труда. Вот, если бы было четко прописано, что за основу берутся ставки МОТ, тогда другое дело. Случаи, когда на судах под российским флагом зарплата моряков существенно ниже, чем у их коллег, работающих под иностранным флагом, – нередки. Более того, сложившееся положение дел не противоречит нормам Конвенции.
Вместе с тем роль профсоюзов за время действия КТМС, как показала практика, возросла. Многие проблемы моряков, которые выявляются в ходе инспекций судов на соответствие требованиям Конвенции, удается урегулировать в тесном взаимодействии всех заинтересованных сторон: профактивистов, портовых властей и т.д.
– Порой Конвенция о труде в морском судоходстве становится «прикрытием» для проблемных судов, – уточняют в БТО РПСМ. – Показательным стал случай с судном «Donald Duckling», которым занимался инспектор ITF Томми Моллой в 2014 году. Сюжет о мытарствах экипажа балкера даже показали на BBC. Пикантность ситуации заключалась еще и в том, что, несмотря на ужас, который творился на борту – все в ржавчине, неработающие холодильники, отсутствие каких-либо продуктов в артелке – необходимые свидетельства на соответствие судна требованиям КТМС, выданные Морской администрацией Панамы, оказались в порядке!
По прошествии почти трех лет со дня вступления Конвенции в силу, появились вполне закономерные вопросы о том, насколько эффективно действующие нормы документа применяются на практике и какие еще меры необходимо предпринять, чтобы защитить права моряков. Ответы на них постарается дать Международная организация по правам моряков (SRI) в ходе своего нового исследования.
Глава секции моряков ITF Дейв Хейндел подчеркнул, что принятие КТМС – результат большой работы, которой по праву могут гордиться все, кто принимал в ней участие. Однако еще многое предстоит сделать, чтобы повысить эффективность Конвенции. «Мы рады, что вносим свой вклад в достижение этой цели», – сказал он.
Согласно сообщению ITF, результаты исследования SRI станут известны через два года.
По материалам БТО РПСМ
Наверх