16.05.2016

Как заключить индивидуальный контракт

Не секрет, что лучшую гарантию нормальных условий работы в море может дать только подписание контракта, основанного на одобренном Международной федерацией транспортников (МФТ) коллективном договоре. Но если такого колдоговора на судне нет, МФТ и Российский профсоюз моряков советуют проверять индивидуальный контракт по позициям контрольного списка, опубликованного в апрельском номере «Seafarers Bulletin»:

– Не приступайте к работе на судне без письменного контракта.

– Никогда не подписывайте незаполненный контракт или контракт, который обязывает вас подчиняться  не конкретизированным или непонятным условиям.

– Проверьте, есть ли в контракте ссылка на коллективный трудовой договор. Если есть, удостоверьтесь, что вам известны положения коллективного договора, и храните его копию вместе со своим экземпляром контракта.

– Проверьте, четко ли оговорен срок действия контракта.

– Не подписывайте контракт, в котором предусматривается возможность изменения срока его действия судовладельцем в одностороннем порядке. Любые изменения срока действия контракта должны производиться по обоюдному согласию.

– Непременно проверьте наличие в контракте четкого указания основной ставки заработной платы и продолжительности рабочего времени (например, 40, 44 или 48 часов в неделю). По нормам Международной организации труда (МОТ) основное рабочее время не должно превышать 48 часов в неделю (208 часов в месяц).

– Удостоверьтесь, что порядок и ставка оплаты сверхурочного времени четко оговорены. В договоре может быть прописана почасовая ставка оплаты фактически отработанного времени сверх основного или же зафиксирована ежемесячная сумма доплат за гарантированный объем переработок (в таком случае должна быть указана ставка оплаты часов сверх договорного объема сверхурочных). По нормам МОТ сверхурочные часы должны оплачиваться по коэффициенту не ниже 1,25 к основной часовой ставке.

– Убедитесь в том, что в контракте четко сказано, сколько дней оплачиваемого отпуска вы получите за каждый отработанный месяц. По нормам МОТ оплачиваемый отпуск должен быть не менее 30 дней за год (2,5 дня отпуска за календарный месяц).

– Проверьте, расписаны ли отдельными позициями контракта основная ставка оплаты труда, оплата сверхурочного времени и отпуска.

– Проверьте, указано ли в контракте, что затраты по вашей репатриации должен оплатить наниматель. Не подписывайте контракт, в котором содержатся положения, предусматривающие вашу ответственность за оплату любой части затрат по прибытию на судно или по репатриации.

– Не подписывайте контракт, в котором предусматривается право судовладельца задерживать сроки оплаты или производить удержания из заработной платы в течение срока действия контракта. В конце каждого календарного месяца вы должны получать заработную плату в полном объеме.

– Помните, что индивидуальный договор найма не всегда содержит конкретные указания на дополнительные льготы. Поэтому вам стоит получить подтверждение (желательно в виде письменного соглашения или вытекающих из контракта обязательств) размера компенсации, выплачиваемой в случае:  болезни или травмы в течение срока действия контракта; смерти (сумма, выплачиваемая ближайшему родственнику);  гибели судна;  утраты личного имущества вследствие гибели судна;  досрочного расторжения контракта.

– Не подписывайте контракт, в котором содержатся положения, ограничивающие ваши права быть членом профсоюза, общаться, консультироваться или поручать представление своих интересов любому профсоюзу по своему выбору.

– Не забудьте получить и сохранить свой подписанный экземпляр договора. Сделайте копию экземпляра и оставьте ее дома.

– Проверьте условия расторжения контракта, в том числе, за сколько дней судовладелец обязан предупредить вас о его расторжении.

Не стоит забывать, что какими бы ни были положения и условия, добровольно заключенный вами контракт (договор) будет признан юридически обязывающим документом в суде большинства государств.

↑ 

Наверх