28.07.2016

Довольный моряк – плюс для всех

Обеспечение безопасности, гарантия достойных условий труда и возможность карьерного роста для моряка – вот ключ для развития судоходной отрасли в целом. Выполнение всех вышеперечисленных требований не только создаёт благополучие для работников торгового флота, но и обеспечивает развитие индустрии, которой необходимо привлекать профессиональные и надёжные кадры.

Вопрос благополучия – финансового и психологического – всё чаще обсуждается в последние годы. Достойные условия для моряков обеспечивает Конвенция о труде в морском судоходстве (MLC-2006), которая гарантирует минимальные права моряка на безопасное рабочее место, достойные условия труда и зарплату, право на репатриацию и другие.

Прогресс в улучшении условий труда моряков налицо, но многое ещё предстоит сделать, чтобы повысить минимальные стандарты мореплавания. Задумавшись над этим вопросом, благотворительная организация Sustainable Shipping Initiative (SSI) провела собственное исследование, чтобы выявить основные нужды моряков и проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. Полученные результаты можно свести к пяти основным категориям:

1. Условия проживания. Сюда входят бытовые и, казалось бы, незначительные факторы: освещение, уровень влажности, температуры, шума, вибрации, качество воздуха в помещениях. Все они должны находиться в таком состоянии, чтобы обеспечить плавсоставу максимальный комфорт во время рейса.

2. Отдых. У моряков должен быть доступ к рекреационным пространствам, где они могут отдохнуть одни или в компании с другими членами экипажа. Во время стоянки портовые власти должны предоставить информацию по запросу капитана о доступных объектах на берегу. Также у членов экипажа должен быть доступ к спорткаюте для активного отдыха и поддержания себя в форме.

3. Связь и поддержка. Сегодня уже сложно представить себе отсутствие интернета на борту. Связь – важное условие, особенно для длительных рейсов. Благодаря интернету моряк может связываться с родными и близкими.

4. Питание. Важно, чтобы на судне всегда была свежая вода, пригодная для питья. Рацион желательно подбирать в пользу здоровой пищи.

5. Управление и политика работодателя. Судовладелец или оператор обязан удостовериться, что отношения среди членов экипажа гармоничные, но при этом дисциплина строго соблюдается.

Как говорит председатель Балтийской территориальной организации РПСМ (БТО РПСМ) Александр Бодня, все пять пунктов – довольно очевидны, и достойные условия прописываются в колдоговорах. Но существуют и нюансы. На разных судах разные проблемы. Если большие, новые суда могут позволить себе не только спорткаюту, но и бассейн, то моряк, работающий на небольшом судне не может позволить себе такую роскошь: ему бы закончить работу – и выспаться в каюте, да денег заработать. А если судно работает где-нибудь в Африке – вряд ли стоит рассчитывать на разнообразный рацион из свежих продуктов. Конечно, работодатель должен следить, чтобы условия на судне были комфортными, чтобы моряк мог хорошо отдохнуть, особенно в длительных рейсах. РПСМ также пытается улучшить жизнь в рейсе. «Мы со своей стороны тоже несём социальную ответственность за моряков, поэтому наш профсоюз предложил «Совкомфлоту» оборудовать спорткаюты судов под российским флагом инвентарём. Мы составили программу, закупили инвентарь», – говорит Александр Бодня.

Авторы исследования убеждены, что выполнение всех условий способно сделать работу моряков более продуктивной, а значит, более продуктивным и прибыльным будет бизнес. Судовладельцы должны стремиться обеспечить максимальный комфорт по всем пяти направлениям. В конечном счёте, хорошие условия труда создают репутацию для всей отрасли. Так что довольный моряк – это процветающее судоходство. 

↑ 

Наверх