18.08.2016

Нельзя допустить нечеловеческих условий на борту судна

В начале августа в Великобритании вступил в силу Закон о современном рабстве (Modern Slavery Act), необходимость в котором возникла из-за распространения торговли людьми и использования фактически рабского труда. Закон имеет непосредственное отношение к морскому судоходству, так как в нём содержатся положения, наделяющие сотрудников правоохранительных органов полномочиями беспрепятственно заходить на борт судов, находящихся в территориальных водах Соединённого Королевства, и обыскивать их при подозрении в использовании подневольного или рабского труда.

До сих пор преступники прятались за флагами судов, многие из которых не могли или не хотели вмешиваться. Однако теперь судно могут остановить, чтобы добыть доказательства, а подозреваемых арестовать и передать в руки правосудия. Максимальное наказание, предусмотренное Законом о современном рабстве, – пожизненное тюремное заключение.

Особенно актуально это для рыболовной отрасли. Условия, в которых содержатся и работают рыбаки на лодках и небольших траулерах, часто бывают просто невыносимы. Подобная практика использования подневольного труда нередко встречается и на больших рыболовных судах, работающих по всему миру. Чем больше стран по примеру Великобритании будут действовать на упреждение, чтобы не допустить создания неприемлемых условий труда на борту судов, независимо от их флага, тем лучше.

Подневольный труд встречается и в торговом судоходстве. К сожалению, наша страна не исключение. Самым громким делом по рабовладельческому труду за последнее время стал случай экипажей судов «SS Veles» и «SS Ross», члены экипажей которых оказались современными рабами. Так, в 2011 году моряки «SS Ross» вышли в рейс и в одночасье превратились в заложников: капитан собрал и хранил у себя документы моряков, поэтому никто из них не мог покинуть судно. Моряки находились в непригодных для нормального проживания условиях: отсутствовало необходимое питание, воду выдавали несколько раз в сутки, не говоря уже о минимальных удобствах в проживании. Зарплата, естественно, не выплачивалась. Лишь в январе 2012 года двум морякам удалось сбежать с судна и обратиться за помощью в посольство России в Куала-Лумпуре.

По этой схеме тот же самый судовладелец организовал работу на судне «SS Veles». С сентября 2012 года по апрель 2013 года экипаж сухогруза работал в нечеловеческих условиях за бесплатно. По возвращении домой весной 2013 года моряки обратились в Следственный комитет РФ. Судебные разбирательства по этому делу продолжаются уже больше года и пока неизвестно, какое наказание понесет судовладелец, покусившийся на основополагающие права человека.

Профессия моряка всегда считалось одной из самых тяжёлых, но совершенно недопустимо, чтобы к и без того большому числу связанных с ней рисков и опасностей добавлялись голод, избиения, жестокость, вплоть до убийств тех несчастных, кого обманом заставили работать в нечеловеческих условиях.

По материалам ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх