19.08.2016

«Бумажный» помощник планирует вырасти

Уже 6 лет Южная территориальная организация (ЮТО) РПСМ реализует молодежный проект «Я выбираю море», в рамках которого рассказывает истории молодых людей, решивших связать свою судьбу с торговым флотом. На этот раз в центре внимания оказался четвертый помощник капитана «NS Spirit» компании «СКФ Новошип» Александр Пискун.

Возможность путешествовать и посмотреть мир большинство молодых моряков считают главными бонусами своей профессии. А для Александра Пискуна не меньшее значение имеет и то, что это по-настоящему мужская работа, где все всерьез: и трудности, и поддержка товарищей по экипажу.

Его отец провел в морях большую часть жизни: работал механиком на рыболовно-рефрижераторных судах, затем в портофлоте. Туда же, на буксир «Толковый» пришел и Александр, когда учился в Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова. Причем, не только на практику: Александр работал на судне палубным матросом в каникулы.

– Бывало, ставим к причалам Шесхариса новошиповский танкер водоизмещением тысяч на сто, а я ловлю себя на мысли, что в один прекрасный день сам окажусь на мостике такого вот судна, – вспоминает он. – Всегда нужно мечтать о чём-то большем, чем то, что у тебя уже есть. Ну, и конечно, работать для этого.

Все так и произошло. Успешный курсант пришел на производственную практику в «СКФ Новошип», и это стало для него поворотным моментом в жизни.

– Не забуду, как под присмотром опытного рулевого стоял на штурвале, когда наше судно шло по реке Делавэр, – вспоминает Александр Пискун. – Уже тогда я все для себя понял: это мое. И даже сомнений, в какую компанию идти работать, после той практики у меня не было.

Сразу после получения диплома он сдал документы в кадры пароходства. И очень скоро его пригласили на должность четвертого помощника на танкер «Petrodvorets».

В первом же рейсе молодого штурмана поразили своей красотой Карибы. Аруба, Бонэйр и Пуэрто-ла-Крус. Следующий рейс в этом плане тоже оказался очень интересным. Александру удалось не только исходить вдоль и поперек весь Стамбул, но даже посетить излюбленное место всех туристов – Принцевы острова в Мраморном море.

– Все это стало возможным, потому что «Petrodvorets» целых четыре месяца стоял на ремонте в Стамбуле. Каждый день к нам на судно прибывали сотни рабочих, на палубе – тонны оборудования. Когда стоял вахту, приходилось следить за ходом работ, принимать снабжение, держать связь с шипчандлером, следить за своевременным обновлением всех судовых сертификатов, – рассказывает Александр. – А еще на мне, как на вахтенном помощнике, было ведение судового журнала (а это, между прочим, объект самого пристального внимания всех веттингов). Не знаю, что бы я делал со всем этим без советов нашего старпома, который с юмором относился к мелким накладкам и помогал оперативно их исправлять.

В общем, «бумажный» помощник, как еще называют «четвертых», с задачами своими справился достойно. К концу первых контрактов молодой офицер стал чувствовать себя гораздо увереннее. И не только с судовой документацией и штурманским софтом, но и с реальными повседневными задачами судоводителя.

В следующий контракт пароходство направило Александра Пискуна на судно «NS Spirit». Смена экипажа проходила в Японии. Эта страна его просто поразила:

– Пока на поезде добирался из Кобе в порт Мизушима, за окном мелькали ровные участки бамбуковых рощ. Их сменяли аккуратные квадраты рисовых чеков, и все это чередовалось с плотной жилой застройкой и многоуровневыми парковками. Нет ни одного клочка земли бесхозного, каждый метр используется рационально, но при этом нет ощущения тесноты.

Район плавания тоже был своеобразным: Сингапур, Тайвань, юго-восточное побережье Китая, где используется едва ли не каждый метр акватории. Движение очень интенсивное, а его участники – это в первую очередь рыболовные суда, которые просто игнорируют Международные правила предупреждения столкновений судов в море. Главное правило штурмана при работе в этом регионе – в течение всей вахты не сводить глаз с радара.

– Там ведь буквально воды не видно. На тебя надвигается целый живой материк из сейнеров, траулеров, баркасов и лодок. И сходить с твоего пути никто из них не намерен. Вызывать их по рации бесполезно – английского никто не знает. А еще ведь надо было учитывать не только маневренные характеристики нового для меня «NS Spirit», но и сети, которые тянут за собой все эти джонки. Не хотелось бы их рвать – народ все-таки на жизнь себе зарабатывает, – вспоминает Александр. – А однажды в проливе обгоняющий нас трехсоттысячный китайский танкер вдруг изменил курс прямо в сторону «NS Spirit». Слышим, по рации местный трафик-контроль замечания китайцу шлет, тот в ответ:«Ok, Don’t worry», но триста тысяч тонн при этом продолжают двигаться на нас. Вот так и приходилось всю смену лавировать.

Спартанское спокойствие, хладнокровие и тонкий расчет – вот что в этих условиях требовалось на мостике больше всего. Теперь в планах Александра на ближайшее будущее – стремиться к большему и продолжать расти в профессиональном плане.

– Сейчас на флоте все очень быстро меняется. Новые технологии, новые суда, сложные и амбициозные проекты входят в жизнь моряков. Меня, например, очень интересуют океанские буксиры-снабженцы с системой динамического позиционирования. Или танкера типа «Тимофей Гуженко», на котором самсунговские инженеры установили специальные винторулевые колонки типа Azipod. С ними судно может одинаково легко двигаться как носом, так и кормой. Вот бы поработать на таких, – мечтает молодой штурман.

А может быть это вовсе не мечты, а планы. С палубы буксира «Толковый» в порту Новороссийска он уже когда-то шагнул прямиком на мостик танкера. Так почему бы ему еще раз не совершить нечто подобное?

Источник: ЮТО РПСМ

↑ 

Наверх