24.11.2016

Опасные воды Баб-эль-Мандебского пролива

Активность пиратских нападений в Баб-эль-Мандебском проливе за последние месяцы выросла.

Танкер «Galicia Spirit» 25 октября был обстрелян сначала из гранатомёта, а затем из ручного стрелкового оружия. Судно не получило серьёзных повреждений и сумело продолжить путь. Спустя всего двое суток в том же районе под обстрел гранатомётов попал СПГ-танкер «Melati Satu». Экипаж подал сигнал бедствия, и ему на выручку пришёл корабль ВМС Саудовской Аравии. Оба торговых судна, подвергшихся нападению, пересекали Баб-эль-Мандебский пролив между юго-западным берегом Йемена и северо-восточным побережьем Джибути. Этот небольшой отрезок морского пути необходимо преодолеть, чтобы попасть в Суэцкий или выйти из него. Надо отметить, что на протяжении октября в Баб-эль-Мандебском проливе было совершено несколько нападений на корабли ВМС США со стороны Йемена.


Кто несет ответственность за нападения

Самая известная вооруженная группировка, действующая на территории Йемена, – повстанческое движение хуситов, не признающих действующее правительство и президента Абд-Раббу Мансура Хади. Кому принадлежали моторные лодки, с которых вели обстрел судов, – хуситам или пиратам – сказать наверняка никто не может. Несмотря на то, что обстрел военных кораблей США вёлся с подконтрольных хуситам территорий, террористы отрицают свою причастность к инцидентам.

Хуситы ранее взяли ответственность за ракетные удары по катамарану «HSV-2 Swift». Инцидент произошёл 1 октября, катамаран охватил сильнейший пожар, однако, к счастью, он остался на плаву. Судя по похожей тактике, а также тому, что удары велись со сторона Йемена, эксперты Allan&Associates считают, что недавние удары по торговым судам в Баб-эль-Мандебском проливе — дело рук хуситских боевиков.


Риски безопасности: угроза торговому судоходству

Ухудшение обстановки в проливе может иметь серьёзные последствия. Пролив является одним из немногих в мире стратегически важных морских труднопроходимых участков; навигация по этому узкому проходу является непременным условием нормального функционирования международных морских перевозок. Ширина самого узкого участка пролива составляет всего 29 км, поэтому даже маленькая лодка, спущенная на воду с берега Йемена, способна полностью нарушить движение. Почти вся морская торговля между Европой и Азией с ежегодным товарооборотом на сумму примерно $700 млрд осуществляется, в частности, через этот узенький пролив. Поскольку морем перевозится до 90% всех грузов, то затруднение движения в этом проливе представляет серьёзную угрозу всему международному бизнесу.

По данным на апрель 2015 года, в прошлом году ежедневно через этот пролив судами перевозилось 4,7 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. Все суда, проходящие Суэцким каналом, который является самым быстрым путем из Европы в Азию, должны сначала пересечь Баб-эль-Мандебский пролив, чтобы потом попасть в Аденский залив, а потом в Индийский океан. Поэтому угрозы безопасности в этом проливе могут иметь самые серьезные последствия для мировой торговли. Судоходные линии должны либо перенаправить свои в обход Красного моря, либо продолжать отправлять их по действующему маршруту на свой страх и риск.


Риски для бизнеса: менять или не менять маршрут

Самый короткий альтернативный путь для морских перевозок в направлении Европа-Азия — вокруг Африки, через мыс Доброй Надежды, примерно на 3000 морских миль длиннее. Дополнительное время, которое в таком случае потребуется на доставку грузов, означает, что суда смогут совершить за год меньшее количество рейсов, чем планировалось, и, соответственно, получат меньшую выручку. Несмотря на то, что затраты на топливо возрастут не критично (цены на нефть остаются низкими), нужно будет платить зарплату морякам за дополнительное количество времени в рейсе, увеличатся расходы на техобслуживание судна и так далее.

С другой стороны, если судно отважится пойти проливом, дополнительные затраты появятся и в этом случае, начиная от более высоких страховых взносов и, возможно, оплаты услуг вооруженной охраны, до бонусов экипажам за работу в условиях повышенного риска. Более того, если судно подвергнется нападению и получит повреждения, или погибнут люди, операторы рискуют быть привлеченными к судебной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. До тех пор, пока ситуация в проливе не нормализуется, торговое судоходство вынуждено будет нести дополнительные расходы, независимо от того, решат ли компании пускать суда в обход Баб-эль-Мандебского пролива или нет.


Дополнительные риски: границы военно-морской помощи

Экономические риски и угрозы безопасности судоходных компаний — это ещё не всё. Положение осложняется трудностями, с которыми столкнутся военно-морские силы при попытке нейтрализовать угрозы безопасности в Баб-эль-Мандебском проливе. ВМС США и Великобритании уже усилили присутствие в регионе в ответ на эскалацию угрозы в проливе. Скоростные моторные лодки и катера, которые используют преступники, трудно обнаружить и захватить даже спецотрядам главных военно-морских держав, охраняющих регион. Кроме того, использование прибрежных участков для нападений на военные корабли затрудняет ответные действия, поскольку низкий уровень безопасности на юго-западе Йемена означает, что небольшие группы боевиков смогут легко обстрелять суда и скрыться до того как военные отреагируют. Если за всеми этими нападениями действительно стоят хуситы, то любые координированные действия военно-морских сил встретят отчаянное сопротивление. В отличие от сомалийских пиратов начала 2000-х годов, у хуситских повстанцев есть сильная идеологическая мотивация, и хорошая подготовка, они закалены в боях и отлично вооружены. Более того, им обеспечена свобода передвижения на местности там, где они контролируют территорию — на юго-западе Йемена. Таким образом, сложности, которые будут испытывать военные, подразумевают, что легко и быстро урегулировать кризис не получится. Одних военных мер недостаточно, чтобы остановить нападающих и восстановить безопасность.


Рекомендации по обеспечению защиты торгового судоходства

Эксперты Allan&Associates рекомендуют начальникам служб морской безопасности рассматривать южную часть Красного моря и Аденский залив как особо опасные районы до тех пор, пока обстановка там не нормализуется. Об этом необходимо безотлагательно уведомить офицеров, отвечающих на судах за безопасность. Судам, которые всё же продолжат использовать этот маршрут, настоятельно рекомендуется усилить меры безопасности: увеличить скорость судна, при возможности проходить опасный участок в дневное время, усилить наблюдение, обеспечить готовность команд по ликвидации последствий нападения. Во время перехода необходимо постоянно поддерживать связь с военно-морскими силами. Перед заходом в пролив можно взять на борт военных — в Египте, Омане, на Мадагаскаре или Мальдивах. Операторы судов должны обеспечить соответствующую подготовку экипажей: они должны знать, что делать при обстреле из гранатомётов или огнестрельного оружия.

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх