12.04.2017

AMSA: с проблемой усталости моряков можно и нужно бороться

Австралийское управление морской безопасности (Australian Maritime Safety Authority – AMSA) выпустило пятый номер бюллетеня «Maritime Safety Awareness Bulletin», главной темой которого стала усталость как угроза безопасности.

Недосып, работа в ночное время, «разорванный» график и продолжительный рабочий день, монотонные задания и высокие требования к исполнению — всё это стало для моряков привычным делом. В новом бюллетене AMSA исследует причины и последствия усталости во время рейса, а также меры, помогающие снизить связанные с этим риски. В частности, недавнее исследование, проведенное Университетом Квинсленда, Университетом Западной Австралии и AMSA, в котором были проанализированы ответы 1026 моряков торгового флота, показало, что:

·         в среднем опрошенные моряки работают более 61 часа в неделю;

·         более 35% моряков работают больше 70 часов в неделю.

Основываясь на принципах управления рисками, Австралийское бюро по безопасности на транспорте (Australian Transport Safety Bureau) разработало новые средства анализа расследований аварий на море, которые в дальнейшем помогут в изучении проблемы. Если окажется, что нарушение нормальной работоспособности человека вызвано именно усталостью, специалисты перейдут к исследованию дополнительных параметров:

·         концентрации внимания при исполнении служебных обязанностей;

·         продолжительности, качества и времени сна, а также наличия нормальных условий для сна.

По мнению AMSA, вопросы утомляемости экипажа должны входить в общую систему управления безопасностью судна. В таком случае будет определено больше потенциальных рисков и разработаны дополнительные превентивные меры. AMSA отмечает, что при управлении рисками, связанными с усталостью, необходимо учитывать следующие факторы:

·         обеспеченность ресурсами (включая укомплектованность экипажа) для безопасного и эффективного выполнения всех работ;

·         наличие безопасного рабочего графика, который должен включать рабочее время, адекватные периоды отдыха и предусматривать наличие условий для нормального сна.

·         осведомленность экипажа о рисках, связанных с усталостью, и соответствующая специальная подготовка моряков и другого персонала, чьи решения могут повлиять на утомляемость экипажа;

·         возможность развития расстройства сна (как бессонница или апноэ сна). В этих ситуациях следует обратиться за медицинской помощью.

Согласно опубликованным рекомендациям AMSA, справляться с переутомляемостью морякам может помочь:

·         мониторинг и оценка сна;

·         контроль за концентрацией внимания во время вахты;

·         возможность делать короткие перерывы в работе;

·         чередование работ, чтобы избежать монотонности;

·         регулярные физические упражнения и регулярное сбалансированное питание;

·         периодический пересмотр часов работы и отдыха;

·         создание условий для открытого общения между моряками и руководством по вопросам, связанным с усталостью, а также для сообщений об инцидентах, причиной которых является утомляемость.

– Мировая практика свидетельствует о том, что примерно 80 процентов всех аварий на флоте обусловлены человеческим фактором. При этом основной причиной ЧП является переутомление. А потому так важно, чтобы режим сна и отдыха на судах четко регулировался и соблюдался, – говорят в РПСМ. – Например, в России с 21 октября прошлого года начал действовать новый режим труда и отдыха моряков, согласно которому нормальная продолжительность рабочего времени членов экипажа не сможет превышать 40 часов в неделю, а максимальная продолжительность работы в течение семи последовательных календарных дней не должна быть больше 72 часов. В идеале такие ограничения рабочего времени должны благоприятно сказаться на самочувствии моряков и снизить риски развития переутомляемости. Однако на практике моряки работают намного больше, и в первую очередь это касается комсостава. Капитаны могут работать до 16 часов в сутки, а старпомы и штурманы – до 12-14 часов, что, согласно утвержденному режиму, никак не вписывается в рамки максимальной продолжительности работы. И до тех пор, пока установленный режим труда и отдыха работает лишь на бумаге, проблема усталости экипажей будет оставаться нерешенной.


↑ 

Наверх