14.04.2017

Грузите золото бочками

За всю историю судоходства десятки тысяч судов уходили ко дну. Сколько слитков, монет, драгоценностей и предметов искусства хранится в морских глубинах, не знает никто. Россия не исключение. В её водах затонуло немало судов с ценнейшим грузом на борту. О некоторых из них впору писать приключенческие романы.

На пути в Петербург

Флейт «Фрау Мария» вышла из Амстердама в октябре 1771 года. По документам судно везло дипломатическую почту в Петербург, но на самом деле на борту были произведения искусства и ценности, закупленные в Голландии для коллекций Екатерины II и некоторых влиятельных вельмож. Екатерина планировала пополнить коллекцию Эрмитажа, да и во дворце в Царском Селе на стенах было как-то пустовато. Груз включал коллекцию саксонского фарфора, золотых и серебряных статуэток, около 30 картин известных фламандских и нидерландских художников XVII века. Сопровождал его граф Андрей Шувалов. Картины стоили невероятно дорого, поэтому для перевозки их запаяли в свинцовые тубы, наглухо закрыв воском. Стоимость груза в современном эквиваленте оценивается от 500 миллионов до полутора миллиардов евро.

Недалеко от Финляндии (тогда это были территориальные воды Швеции) судно попало в шторм, налетело на скалу и стало уходить под воду. Экипаж сумел спастись. После кораблекрушения Екатерина II в течение двух лет пыталась договориться о том, чтобы груз был поднят из территориальных вод Швеции и доставлен в Россию. Однако течения и шторма переместили судно в неизвестном направлении и останки «Фрау Марии» обнаружить так и не удалось.

Лишь в 1999 году группа финских дайверов случайно наткнулась на них недалеко от одного из Алданских островов на глубине около 40 м. Им удалось поднять судовую кассу корабля, в которой хранилось почти 700 монет, отчеканенных во второй половине XVIII века. Сейчас международная экспертная группа совместно с российским агентством Росохранкультура строят планы по подъёму остатков судна. Одна из проблем заключается в том, что нынешнее место затопления – экологический заповедник. Другая проблема – высокая стоимость работ, около €80 млн. Конечно, если картины в целости – проект окупится сторицей. Однако полотна, хоть и запаянные в свинцовые контейнеры, пролежали на дне почти 300 лет. За это время всякое могло случиться.

А вот другая история. Летом 1868 года на подходе к Петербургу (в современной географии это воды Финляндии) затонул барк «Оркни». По одной из версий на его борту было золото в слитках – часть суммы, заплаченной США за покупку Аляски. В 1975 году совместная финско-советская экспедиция искала его останки в Балтийском море. Барк был найден и обследован. Поднятые обломки подтвердили, что на судне был взрыв и пожар. Однако ни одного золотого слитка на дне моря найдено не было. До сих пор неизвестно, был ли на судне груз с американским золотом? Может, взрыв и пожар – это диверсия, которая должна была скрыть воровство? Или какие-то ушлые аквалангисты нашли его ещё раньше? А может, как в случае с «Фрау Марией», контейнеры с золотом где-то затерялись и сейчас ждут на дне своего часа?

Во времена войны

В разгар Крымской войны в 1854 году британский винтовой пароход «Рrіnсе» погиб во время страшного шторма недалеко от Балаклавской бухты. Сразу пошли слухи, будто на его борту было золото, предназначавшееся для выплаты жалованья войскам, осаждавшим Севастополь. В пересчёте на современные деньги – примерно €40-50 млн. Полвека спустя Британский парламент попытался опровергнуть эти сведения: мол, бочки с золотом сняли с борта ещё в Константинополе. Но к тому времени золото парохода уже жило своей жизнью. Искатели приключений со всей Европы пытались обнаружить его, но безуспешно. Качество водолазных работ в те годы было низким. Более-менее точно локализовать место крушения парохода удалось только в нулевых. Так что если работы по подъему с глубины останков «Рrіnсе» состоятся, только тогда мы сможем узнать, была ли на борту войсковая казна. 

В 1944 год советская авиация потопила у берегов Крыма судно «Лэрис», на котором немецкое командование вывозило из Севастополя в Румынию музейные ценности: картины, церковную утварь, старинную керамику. По современным оценкам груз стоит несколько миллионов долларов. Судно до сих пор не найдено.

По материалам ЮТО РПСМ


↑ 

Наверх