14.07.2017

Профессию получить можно, а работу – нет?

Дело Светланы Медведевой, которая несколько лет не могла устроится в качестве судоводителя в Самарское речное пассажирское предприятие (СРПП) в связи с тем, что работа моториста-рулевого признана «вредной для женщин», будет рассмотрено в Верховном суде России. Слушание назначено на 24 июля 2017 года.

– С конца 2016 года многое изменилось – я успела поменять работу и теперь являюсь капитаном судна. Кроме того, я прошла курсы повышения квалификации судомехаником самоходных судов на ВП мощностью свыше 110 кВт, что дает право после стажировки дипломироваться на механика 1-й группы судов. Но мне все же необходимо пройти практику моториста, ведь хороший механик без моториста вряд ли получится, – сетует Светлана Медведева. – В итоге я и мои представители подали апелляцию в Верховный суд РФ, и он серьезно занялся этим вопросом, истребовал дело. Поэтому шансы есть. В случае отказа мы намерены обратиться в Конституционный суд.

Проблемы с трудоустройством у женщин возникают из-за того, что на сегодняшний день на территории РФ действует «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин», который ограничивает их в праве трудиться на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, мотивируя это охраной их здоровья.

– Выходит, что получать образование по профессии из Перечня государство женщинам разрешает, а вот на работу устроиться после получения диплома они не могут. Да, безусловно в документе указывается, что женщин принимать на вредные и опасные работы можно в том случае, если работодатель создаст безопасные условия труда. Но кто пойдет на эти дополнительные траты, когда можно попросту нанять на должность мужчину? – говорят в Российском профсоюзе моряков.

Светлане Медведевой на собственном опыте пришлось столкнуться с этой несправедливостью. Однако получив отказ в прохождении практики, она решила бороться за свои права и обратилась в интернет-приемную Президента, откуда ее обращение ушло в Митруд РФ, где ей разъяснили, что женщина может быть принята на работу, включенную в перечень вредных, при условии, что работодатель создаст безопасные условия труда, подтвержденные аттестацией рабочих мест. Медведева подала жалобу в суд с целью обязать СРПП создать необходимые для женщин условия труда. Но районный и областной суды встали на сторону работодателя и в прошении отказали. Тогда в 2012 году она обратилась за помощью в РПСМ и подала жалобу в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН. В марте 2016 года её дело было рассмотрено. Члены Комитета приняли сторону Светланы Медведевой и дали ряд рекомендаций правительству Российской Федерации, как государству – члену ООН, но никакой реакции ни от работодателя, ни от правительства за этим не последовало.

Однако отступать Светлана не намеревалась, и вместе с РПСМ продолжила борьбу за свое право на труд и реализацию в рамках выбранной и любимой профессии: во время VIII съезда РПСМ профсоюз утвердил резолюцию «О нарушении права женщин на труд по выбранному роду деятельности и профессии в отношении возможности их работы в качестве членов экипажей судов морского и речного флота». Именно она легла в основу обращения Российского профсоюза моряков, адресованном Министерству труда РФ и председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву.

Ответ на обращение РПСМ не заставил себя долго ждать – в Министерстве труда заверили, что работа по актуализации Перечня и сокращению числа работ, при которых ограничивается применение труда женщин, уже началась. В своем письме Министерство труда РФ отметило, что «в связи с изменениями технологий современного производства и произошедшими изменениями социально-гигиенических условий труда ряда профессий» Минтруд начал «сбор и обработку предложений сторон социального партнерства и экспертов по вопросу актуализации Перечня», заверив, что предложения РПСМ будут рассмотрены.

Позднее стало известно, что 8 марта 2017 года Дмитрий Медведев утвердил Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, которая включила в себя поднятые РПСМ вопросы. Новость эта, безусловно, хорошая, но и тут все оказалось не так гладко.

Согласно заявлению Минтруда России, в результате реализации этой Стратегии, к 2022 году будут созданы условия для сокращения числа рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых работают женщины, а также условия для сокращения разницы в оплате между мужчинами и женщинами. Ни о каких конкретных мерах или же обещанном пересмотре злосчастного Перечня речи не идет. Получается, что вплоть до 2022 года женщины должны будут полагаться лишь на крайне размытую формулировку о «создании условий» и надеяться, что это поможет им в будущем устраиваться на суда, еще и на равных с мужчинами условиях, а до того момента – сидеть на берегу, вместо того, чтобы, получив диплом, нарабатывать стаж и продвигаться по карьерной лестнице.

– Одно могу сказать наверняка – Национальная стратегия в интересах женщин, принятая Дмитрием Медведевы, на мне никак не отразилась. Проблемы с получением практики и трудоустройством у женщин как были, так и остаются по сей день, – говорит Светлана Медведева.

↑ 

Наверх