03.12.2019

Каждое правило по безопасности следует адаптировать к конкретному району плавания и типу судна

Шведский клуб страховщиков представил тематический обзор о пиратской атаке на танкер с нефтью, который стоял в 20 морских милях от западноафриканского порта в ожидании причала для выгрузки груза. Инцидент стал интересен тем, что для высадки на судно пираты воспользовались лестницей, а не абордажной кошкой, как это принято у бандитов в Гвинейском заливе, а также сумели провести операцию по перегрузке нефти с судна на судно. Моряки в этот момент были заперты в столовой со связанными руками.  

Все сделали по правилам

Как положено при нахождении в пиратском районе, капитан отдал приказ об усилении мер безопасности. Команда подготовила палубу, обмотала борт колючей проволокой, заперла все двери и выключила все ненужное освещение. Пока укрепляли танкер, старпом заметил, что в его средней части разбиты фонари, но сказал боцману, что их нужно будет починить на следующий день.  В этот же момент агент связался с капитаном и объяснил, что причал будет занят еще два дня, поэтому он перезвонит, когда все будет готово к выгрузке нефти.  

После полуночи ситуация, казалось, была под контролем: два матроса AB патрулировали палубу, а второй помощник капитана слушал канал ОВЧ, где вещал военно-морской флот.  Главный двигатель продолжал работать, чтобы судно могло мгновенно начать маневрировать. 

Вскоре к танкеру подошла небольшая лодка. Она остановилась как раз у разбитых фонарей, где надводный борт танкера был всего два метра. Пираты приставили лестницу, к которой был прикреплен ковер, защищающий от колючей проволоки, и так забрались на борт. Никто из матросов не заметил лодку. Кроме того, она не давала стабильного эхосигнала на радаре, так как была сделана из дерева. 

Пираты взяли мостик под контроль

В результате пятеро посторонних человек оказались на судне, при себе у них были автоматы. Они захватили матросов и под угрозой убийства потребовали отвести их на мостик и доставить туда главного механика. Когда он пришел, пираты его избили и пригрозили, что всех перестреляют, если кто-то из машинной команды попытается устроить саботаж.

Второй помощник капитана отвел двух бандитов в каюту капитана, остальные остались на мостике с матросами и главным механиком. Капитана разбудили, избили, заставили открыть сейф и отдать пиратам деньги. Когда капитан пришел на мостик, туда прибыли еще десять преступников, а рядом с танкером проходило другое судно, похожее на рыбацкую лодку. 

Выгрузка нефти началась 

Один из вновь прибывших налетчиков назвал себя лидером и объяснил капитану, что весь экипаж должен собраться в столовой, а если кто-то окажет сопротивление, будет убит. Вся команда, кроме капитана, пришла в столовую, где морякам связали руки. Так пираты взяли под контроль судно, которое в течение следующих десяти часов двигалось в неизвестном направлении. 

Когда оно подошло к другому танкеру, пираты начали операцию по перекачки нефти на другое судно. По окончании операции он отошел, а пираты пересели в две небольшие лодки и скрылись, но сначала отвели капитана в столовую и привязали его к стулу. Он смог освободиться, добрался до мостика и сообщил в компанию о том, что произошло. 

Извлеченный урок

В «Лучшей практике по противодействию пиратам» (BMP5) и «Руководстве для владельцев, операторов и капитанов по защите от пиратства в Гвинейском заливе» рекомендуется в первую очередь оценить риск пиратства и адаптироваться к конкретному району плавания и типу судна. 

Что касается описанной ситуации, то здесь примечательно то, что использование лестницы не характерно для пиратов в Гвинейском заливе. Такой случай стоит принять во внимание и обдумать превентивные меры. Например, следует увеличить высоту физического барьера, чтобы пираты не смогли установить лестницу и накинуть на проволоку ковер или другое защитное покрытие. Немаловажно, чтобы все оборудование на судне находилось в рабочем состоянии. В данном же происшествии несколько прожекторов оказались разбиты. 

Судам, работающим в районе Гвинейского залива, настоятельно рекомендуется точно планировать расписание: любое прибытие в заданный пункт должно быть в срок. Время транзита нужно планировать с учетом безопасной скорости, а в ожидании причала следует держаться подальше от берега – до 200 метров. Кроме того, важно, чтобы двигатель работал для немедленных маневров. Там, где это практически возможно, лучше избегать длительного пребывания на якорной стоянке. Необходимо помнить, что в основном пираты действуют ночью, поэтому по возможности нужно начинать и заканчивать операции в светлое время суток. 

Можно не рисковать

 Российский профсоюз моряков (РПСМ) напоминает, что с 1 марта 2018 года для коллективных договоров IBF, стандартных договоров Международной федерации транспортников и договоров общей стоимости экипажа (TCC) МФТ действуют единые зоны высокого риска и боевых действий, установленные Циркуляром МФТ №047/S/D/2018 от 27.02.2018. 

Для моряков, работающих по колдоговору, заключенному между  профсоюзом – членской организацией МФТ – и работодателем, это означает, что можно отказаться от рейса, пролегающего через официально признанную зону высокого пиратского риска, а каждый, кто готов идти на риск, получит бонус или компенсацию в случае смерти или потери трудоспособности.

Во всех других случаях моряки должны принимать повышенные меры предосторожности, нести антипиратскую вахту и не терять бдительность.

По материалам safety4sea

↑ 

Наверх