03.12.2019

В России – День неизвестного солдата

Сегодня в России вспоминают солдат, которые погибли в боевых действиях на территории страны или за ее пределами, но чьи имена так и не удалось установить: это сотни тысяч советских и российских воинов. 

День неизвестного солдата отмечается уже в шестой раз. Дата выбрана не случайно: именно в этот день, 3 декабря 1966 года, в ознаменование 25-й годовщины разгрома немецких войск под Москвой, прах неизвестного солдата был перенесен из братской могилы на 41-м км Ленинградского шоссе и торжественно захоронен у стены Московского Кремля в Александровском саду.

Войны, в которых участвовали советские и российские люди, коснулись каждой семьи. Чьи-то близкие и друзья уходили на фронт, другие приближали победу в тылу, а еще поддержка оказывалась с моря. Так, в годы Великой Отечественной войны моряки торгового флота в составе арктических конвоев доставляли из портов Северной Атлантики в советские северные порты и обратно вооружение и стратегическое сырье. Всего в рамках программы ленд-лиза около 1400 торговых судов доставили важные военные материалы в СССР. 

Конвои формировались в базе Лох-Ю (Великобритания), Рейкьявике и заливе Хваль-фьорд (Исландия). Маршруты их переходов в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях пролегали севернее и южнее о. Медвежий (в Норвежском море). Конвои на север России двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно-морскими и военно-воздушными базами. Суда конвоев разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинск) и Мурманске. Переходы совершались за 10-14 суток в зоне досягаемости вражеских подводных лодок и надводных кораблей. В период ледостава движение судов в Белом море обеспечивали советские ледоколы.

До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) — инициалами офицера связи, который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш» (7 транспортов, 2 эсминца, 4 корвета, 3 тральщика). Он прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года, доставив грузы на основе соглашения между Великобританией и СССР о взаимных поставках, кредитах и порядке платежей от 16 августа 1941 года. Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с 51-го.

Всего за четыре года от стран антигитлеровской коалиции в СССР и обратно проследовало 78 конвоев, 1507 транспортов и танкеров (128 были потоплены или повреждены). В Архангельск и Мурманск было доставлено более 22 тысяч самолетов, свыше 13 тысяч танков, 13 тысяч орудий, 639 кораблей и другие важные грузы, в том числе продовольствие, что обеспечило около 12% потребностей и фронта и тыла.

Из трех маршрутов союзных конвоев – Арктического, Тихоокеанского и Трансиранского – Северный считался наиболее опасным, хотя и самым коротким. Он обеспечил более 90% поставок по ленд-лизу, однако до 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели судов и кораблей, более пяти тысяч моряков разных стран, включая советских граждан, погибли в пути.

– Это важная дата для нашей страны и еще одна возможность отдать дань памяти всем советским и российским героям, которые числятся в официальных сводках как пропавшие без вести и выказать им нашу благодарность, – отмечают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ).


↑ 

Наверх