22.01.2020

Пенсионная реформа: российским чиновникам есть чему поучиться у французов

Власти Франции согласились отказаться от спорных положений пенсионной реформы, против которой, согласно соцопросам, выступает более 60% граждан страны. И делает это весьма активно: полтора месяца во Франции идет бессрочная забастовка, парализовавшая весь общественный транспорт. В результате власти Франции услышали голос народа. В России же, несмотря на гражданскую волну протестов в 2018 году, аналогичная реформа вступила в силу.  

Две трети французов против реформы 

Для начала – цифры: 45% французов заявили социологам, что доверяют профсоюзам как гарантам соблюдения их пенсионных прав, о доверии президенту Эммануэлю Макрону – 29% жителей страны, а правительству во главе с Эдуардом Филиппом меньше – 28%.

Противники пенсионной реформы еще 5-го декабря 2019 года объявили бессрочную общенациональную забастовку, требуя от Елисейского дворца отказаться от изменений законодательства, или хотя бы смягчить их. 

Главная претензия протестующих – введение «плоской» пенсионной системы, которая предусматривает уничтожение 42 специальных стандартов, предусмотренных, в частности, для работников тяжелых и опасных производств, например, моряков и других транспортников.

Профсоюзы стоят на своем  

Задача же реформы, и в этом Франция ничем не отличается от России, по заявлению властей, – это забота о гражданах и, конечно, балансировка пенсионной системы: ее дефицит должен уменьшиться до 12 млрд евро к 2027 году, когда новые механизмы полностью заработают, учитывая, что общий размер системы составляет более 320 млрд европейской валюты.

При этом священной коровой для Франции оставался возраст выхода на пенсию: сейчас он составляет 62 года (в некоторых случаях выйти на заслуженный отдых можно досрочно – в 60 лет), а затем будет поэтапно повышаться: до 64 лет в течение ближайших семи лет. Примечательно, что повышение возраста было завуалировано: речь шла о возрасте, когда можно будет получать полную пенсию. Фактически власти добивались, чтобы работники продолжали трудиться и выходили на пенсию как можно позже, что тоже попало под критику. 

Дрогнув под натиском протестующих, правительство решило отказаться от повышения возраста. Правда, временно. Об этом кабмин известил профсоюзы 11 января. Впрочем, обещанные «косметические» смягчения реформы не заставили протестующих отказаться от своих планов: стачки и забастовки до сих пор продолжаются по всей Франции.

Бастуют все! Кроме России

По данным Росстата, в России в среднем в год регистрируется 2-3 забастовки с численностью участников до 500 человек. Это не означает, что люди в России живут лучше, чем, например, во Франции. Это обусловлено тем, что российское законодательство не позволяет трудящимся законным образом бороться за свои права. Тем временем забастовка – инструмент для профсоюзов в достижении справедливых условий труда и социального пакета. Когда инструмента нет, отсутствует равенство сторон работодателя и рабочих, что прямо влияет на рост благосостояния последних. В России позиции профсоюзов ослаблены фактически запретительной процедурой объявления забастовок. 

К слову, до введения в действие нынешнего Трудового Кодекса (ТК РФ) в 2002 году, когда действовали законы о ведении коллективных трудовых споров и не было забастовочных ограничений, существовало достаточно широкое протестное движение: ежегодное количество стачек измерялось тысячами, а количество участников акций – сотнями тысяч. 

– Дайте нам возможность самим вести диалог с работодателями и бороться за собственную зарплату, тогда мы начнем жить лучше, – неоднократно заявлял заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Павлов. – Если у нас такого права не будет, ожидать повышения благосостояния не стоит. 

По материалам издания «Свободная пресса»


↑ 

Наверх