30.06.2020

«Ротация экипажей – вопрос государственного значения»

Пандемия коронавируса перевернула с ног на голову привычный уклад жизни большинства жителей стран мира: закрытые границы и предприятия, падение доходов, рост безработицы, крах целых отраслей экономики. В этих условиях судоходный сектор остается единственным стабильно работающим сегментом в сфере международной логистики. При этом отрасль тоже столкнулась с проблемой – кризисом смены членов экипажей: тысячи моряков по всему миру оказались в заточении на своих судах, так как с повсеместным введением ограничений пассажирские перевозки практически полностью парализовало. 

Всем миром

Тем временем огромное количество членов экипажей разных национальностей не могут покинуть свои суда и вернуться домой. Многие находятся в рейсе около года и больше, порой, не имея возможности сойти на берег при заходе в порт.

Как отметил председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков Петр Осичанский, проблема смены экипажей сейчас гиперактуальна для всех морских держав, в том числе для России. Ее решением сегодня всерьез озабочены ведущие межгосударственные организации, такие как Международная морская организация (ИМО), Международная федерация транспортников (МФТ), Международная организация труда (МОТ) и другие.

– 25 июня мы отмечали Международный день моряка, а первое воскресенье июля – День работников морского и речного флота. Но повода для празднования нет. Все происходящее – возможность задуматься над реальной проблемой, которая не только стоит перед российскими моряками, но и международной морской общественностью. Как наладить регулярную ротацию экипажей – сегодня это вопрос номер один в отрасли, и он имеет государственного значение, – считает Петр Осичанский.

Товарищ, я вахты не в силах стоять

Для Владивостока, где с морем связана едва ли не каждая вторая семья, проблема особенно актуальна. Так, мать моряка рассказывает, что ее сын работает механиком на судне с интернациональным экипажем и находится в море с начала октября 2019 года. Ему не могут прислать замену, так как международных авиарейсов нет. Но даже если бы сменщик добрался до судна, непонятно, как россиянина отправить домой – границы закрыты. Ближайшая перспектива, которую ему озвучивают в судоходной компании, – середина июля или начало августа. Это означает, что он пробудет в море еще месяц-полтора, а нервы уже на пределе.

– У них даже нет возможности сойти на берег – просто постоять на земле, погулять, купить какую-то одежду, ведь за это время все изрядно поизносилось, – говорит женщина.

Старшему помощнику Владимиру, который работает в иностранной компании, повезло чуть больше: после семи месяцев рейса он смог вернуться во Владивосток.

– Должен был приехать в конце марта, но тут как раз все началось. Буквально неделей раньше успел бы улететь, а вышло три лишних месяца в море – это тяжело психологически: рушатся планы, накапливается усталость, но больше всего давит неизвестность. Никто не понимает, когда домой. Настроение такое, что хоть надевай два ведра на ноги и беги по воде до берега, – рассказывает старпом.

Покинуть судно Владимир смог благодаря продаже теплохода: новый судовладелец прислал свой экипаж. Дорога домой заняла трое суток: из Индонезии через два транзитных аэропорта, затем из Минска до Москвы на такси и далее самолетом в Приморье. Сейчас моряка ждет долгожданный отдых.

Подобных историй – масса. Петр Осичанский говорит, что морские профсоюзы ежедневно сталкиваются с проблемами конкретных моряков.

– Мы ведь не только национальный Российский профсоюз моряков (РПСМ), мы еще и членская организация  МФТ, поэтому к нам за помощью обращаются моряки разных национальностей, – объясняет он.

Так, недавно первичная профсоюзная организация моряков г. Владивостока РПСМ помогла списаться с судна украинскому специалисту.

– Хорошие условия по контракту, высокая зарплата – $14 тысяч в месяц, но восемь месяцев в рейсе! Человек не готов дольше оставаться на борту даже за хорошие деньги. В итоге после двухнедельного карантина он отправился домой: из Находки самолетом в Москву, а дальше поездом до Курска и на перекладных на родину, – продолжает П. Осичанский. 

А в середине июня за помощью обратились моряки с теплохода «Pacific Cebu». Из 20 человек экипажа у 14 давно закончились девятимесячные контракты, при этом восемь человек находились на судне уже более года. Во Владивостоке списаться на берег и уехать домой возможности не было – самолеты за рубеж не летают.

– Нам удалось договориться с греческим судовладельцем о списании моряков в следующем порту захода – Пусане. Работодатель также подтвердил выплату морякам задолженности по зарплате за три месяца в сумме более $94 тысяч, – добавил он.

Продлевать до бесконечности?

Петр Осичанский подчеркивает – то, что люди по несколько месяцев находятся в море сверх контрактов,  создает угрозу для безопасности судоходства. Недаром сегодня большинство крупных судоходных компаний предлагают членам экипажей четырехмесячные контракты. Моряк находится на судне в закрытом пространстве, у него накапливается усталость, в первую очередь, психологическая, притупляется внимание – работа происходит на автомате. В таких условиях обычно и срабатывает человеческий фактор, который становится причиной аварий и катастроф. К сожалению, история знает немало примеров.

Есть у проблемы со сменой экипажей и другая сторона. Моряки нередко не могут не только списаться на берег после окончания контракта, но и попасть на судно.

– По непонятным причинам моряков приравняли к вахтовикам, – говорит председатель профкома. – Прилетевших с европейской части России моряков до посадки на судно заставляют «отбывать» двухнедельный карантинный срок. Зачем моряка, который едет на судно из центра России на Дальний Восток, причем со справкой об отсутствии вируса, помещать на карантин? Тем более, что большинство из них тестируют практически в каждом порту. Уже не один случай в Ванино, на Сахалине, в Приморье, когда специалистов, прибывших на судно, отправляли в обсерватор, а судно уходило в рейс.

Морские профсоюзы по всему миру бьют тревогу, всеми силами пытаясь привлечь к проблеме внимание правительств. В марте, когда началась пандемия, в целях обеспечения безопасности моряков была достигнута договоренность о продлении контрактов на месяц. В конце апреля договоры продлили еще на 30 дней. Между тем 5 мая 2020 года Международная морская организация опубликовала протоколы для 174 государств-членов о том, как «перезапустить» процедуру смены экипажей, чтобы одни моряки, наконец, могли списаться с судов, другие – приступить к работе.

После этого МФТ и ее членские организации твердо решили, что еще одно продление контрактов станет контрпродуктивным, и поэтому согласовали 30-дневный период реализации протоколов ИМО, который завершился 15 июня. Однако по сути положение дел не изменилось: лишь некоторые страны облегчили процедуру списания моряков, открыв воздушные границы, другие упростили получение визы. 

Морякам – особый статус

Морские профсоюзы считают, что сейчас каждое государство должно обратить внимание на проблему и выработать как свои национальные схемы ротации экипажей, так и международные с другими странами. Нужно отработать систему, которая могла бы надежно функционировать в любых условиях.

– Например, государства организуют вывозные авиарейсы для своих граждан, застрявших за рубежом, можно ведь по максимуму подстраивать процесс смены под возможность попасть на эти рейсы. Важно, чтобы каждый судовладелец внимательно относился к этой работе, заранее продумывал смены, согласовывал с властями. Возможно, решить проблему поможет определение портов-хабов, через которые будет происходить ротация – тогда власти государств и судовладельцы смогут ориентироваться на конкретные гавани, – считает Петр Осичанский. 

Но главное, о чем заявляют сегодня морские профсоюзы – профессия моряка должна получить особый статус и быть признана ключевой, чтобы моряки в приоритетном порядке получили возможность пересекать границы. Ведь в условиях, когда международные транспортные перевозки самолетами, поездами, фурами ограничены, именно на моряках и портовиках держится мировая грузовая логистика и международная торговля. 

– Мы сегодня говорим спасибо нашим врачам, которые выполняют поистине героический труд, работая в сложнейших условиях. Но не менее важную героическую вахту несут моряки разных национальностей, – уверен председатель первичной профсоюзной организации моряков г. Владивостока Российского профсоюза моряков Петр Осичанский.

Источник: VostokMedia


↑ 

Наверх