02.07.2020

«Тут нет романтики, но я ее нашел»

В первое воскресенье июля в России отмечают День работников морского и речного флота. Профессия моряка кажется полной приключений, но на самом деле это –  монотонный тяжелый труд без выходных. Ростовчанин Сергей Артауз отработал много лет киномехаником, а когда его сократили, решил уйти в море. Говорит, романтики не ждал, шел, как и все, за деньгами, но нашел и то, и другое. 

– У меня много друзей-моряков, они рассказывали о своей работе. Она тяжелая: уходишь в море на полгода и даже больше – столько длится контракт, как правило. Потом домой, потом снова в море. Некоторые хотят заработать больше и быстрее, поэтому соглашаются на восемь месяцев, потом месяц отдыхают дома и снова на восемь месяцев в море,  – рассказывает Сергей.

Он около десяти лет работал в кинотеатре, а после сокращения стал искать, чем бы заняться. Друг посоветовал пойти в море. Зарплаты там гораздо выше, чем на суше. Например, в российских компаниях, в среднем, матрос получает 40 тысяч рублей, но можно устроиться в загранплавание за 100 тысяч рублей в месяц. Часто платят в валюте. К тому же во время рейса не надо тратить деньги на питание и проживание – очень заманчиво. Сергей прикинул все за и против и решил кардинально изменить свою жизнь.

На флот матросом

Проще всего было выучиться на матроса. Сергей отправился на платные спецкурсы.

– Для начала мне предстояло пройти курсы безопасности жизнедеятельности судна, чтобы знать, что такое, например, пробоины, как обезопасить судно, спастись самому, помочь другим и вообще научиться действовать в любой критической ситуации. После –  можно идти матросом. Для того, чтобы занять более серьезную должность, нужно учиться в специализированном учебном заведении, – поясняет Сергей.

Но на этом расслабляться нельзя: далее приходится постоянно подтверждать знания. Например, только на матроса ему выдали два диплома – с ними можно ходить в море. Для работы на реках, требуется другой документ. И, конечно, важно подходить по медицинским параметрам: на судах есть аптечки, но нет врача, поэтому случись что, в открытом море никто не окажет квалифицированную медпомощь.

Первые рейсы

– В первом же рейсе я заболел – гайморит: болела голова, поднялась температура, насморк. Таблетки не помогали. Пошел к старшему помощнику капитана – обычно он отвечает на судне за оказание первой медпомощи. Он дал мне какие-то антибиотики, но болезнь не отступила. Когда мы зашли в город на погрузку, меня сразу отправили к врачу и сказали – либо возвращаться со справкой, что можно продолжать работать на судне, либо списываться. Тогда врач прописал лечение, – вспоминает Сергей.

Следующие два месяца новоиспеченного матроса переполняла эйфория. Сергей с энтузиазмом готовился к посадке на пароход, собирал документы. Оказалось, найти судно и команду, которую бы устраивал ты и которая устраивала бы тебя, не так просто.

– Я уже начал думать, что все зря, но, как часто это бывает у моряков, мне вдруг позвонили – завтра в рейс, – рассказывает он.

Сел на судно в Ростове, и оно отправилось на погрузку зерном в Константиновск. И только через неделю вышло в море. Сергей ужасно уставал с непривычки, плохо спал.

– Каждый день без выходных приходилось вставать в 6:30 утра, и в какой-то момент я просто перестал слышать будильник – меня поднимали коллеги, – смеется матрос. 

Но тогда Сергею было не до смеха, ведь ранние подъемы – не самое неприятное в профессии. Обязанности матроса – уборка, ремонт, покраска, погрузка, разгрузка. Рабочий день начинался сразу после подъема и длился до 17:00, затем – свободное время, когда можно почитать, посмотреть фильм или просто поспать. На стоянках работают вахтами.

– Самое сложное было то, что иногда приходилось растягивать работу. Обычно чем быстрее все сделаешь, тем быстрее освободишься. На судне это не работает: если ты быстро справился с заданием, тебе найдут другое. Причем, на мой взгляд, не всегда понятное и нужное – просто, чтобы не болтался без дела. Поэтому мы могли красить какой-нибудь участок площадью два квадратных метра по три-четыре часа, – делится Сергей.

В море много рисков

В серьезные штормы он не попадал, хотя случалось, что судно буквально швыряло на волнах. Сергей говорит, страшно не было, а качка убаюкивала. Но шторм – не единственная опасность в море.

– Был конец октября, мы делали последний рейс по реке. Шли по Цимлянскому водохранилищу, которое уже затянуло льдом, и застряли. Этого никто не ожидал, даже капитан. Какое-то время мы просто стояли, а потом перед нами прошло большое судно,  сломало лед, и мы – за ним. Повезло, ведь мы могли вмерзнуть намертво. Но в днище все же образовались пробоины. Пришлось экстренно лезть в трюм, ставить распорки, задраивать щели, чтобы дойти до следующего порта. Тогда вся команда работала без отдыха – от капитана до нас, матросов, – вспоминает он.

Когда случился нынешний кризис – пандемия коронавируса, Сергей только списался с судна и находился дома. Но многие его знакомые застряли за границей. Некоторые до сих пор не вернулись к семьям.

– Близкие поддержали мое решение переквалифицироваться и работать в море, хотя очень переживали и до сих пор волнуются. Конечно, это тяжело, конечно, скучаешь. Особенно щемит сердце, когда оставляешь на берегу семью. У меня есть ребенок, но он еще маленький, не думаю, что он по мне скучает. Но я знаю, что некоторые моряки почти не бывают на суше, не видят, как растут дети. У других – наоборот: на берегу никого нет, для них работа в море – вся жизнь, – размышляет Сергей.

В море есть романтика

Ожидание и реальность от работы в море у него совпали. Разочаровало одно: Сергей думал, что в других городах можно будет выходить и гулять, но все оказалось немого иначе.

– Одного меня никуда не отпускали надолго. Например, в Турции в Текирдаге я распланировал себе все маршруты и собирался по ним пройти, но мне сказали: нет, пойдешь туда же, куда и вся команда, а экипаж решил отправиться в торговый центр за одеждой. Мне пришлось вместо достопримечательностей осматривать местный супермаркет, – смеется моряк.

Но впечатления от того рейса все равно остались яркие: об одном только Босфоре Сергей может рассказывать часами. 

– Когда судно идет в открытом море, нет городской подсветки, над тобой лишь огромное звездное небо, солнце встает или садится на горизонте, стаи дельфинов за бортом выскакивают на расстоянии вытянутой руки – это нечто непередаваемое. Мне, правда, объясняли, что так дельфины выгоняют чужака со своей территории и следят, чтобы он на ней не остался. Но какая разница? Мне говорили, что в море нет никакой романтики, и я ее не ждал, но, видимо, я все-таки по-другому устроен и нашел ее, – говорит Сергей.

Источник: bloknot-rostov.ru


↑ 

Наверх