РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Морские профессии традиционно принято считать мужскими, однако было бы глупо отрицать, что тенденция все большего участия в них женщин наметилась. Медленно, но судоходный сектор меняется и совершенствуется. И в этом, прежде всего, заслуга самих женщин, ведь если бы они сдавались при первом же отказе в круинге, принимали на свой счет мнение окружающих, торговый флот так и остался бы монополизирован мужчинами. Но, к счастью, времена меняются, и меняют их такие девушки, как Анастасия Мохарева и Валерия Васильева.
Почему нет?
Анастасия Мохарева попала на флот случайно: после школы не знала, куда поступить, а ее друг решил учиться в мореходке и ей предложил. «Почему нет?» – решила она, подала документы в Арктический морской институт им. В. И. Воронина на «судовождение» и ее приняли.
С первой практикой проблем у Анастасии не было, как, впрочем, и с получением работы.
– На первую практику в 2014 году меня устроил институт, работу нашла по совету друга, – вспоминает она. – Ему звонили с предложением места на судне, но на тот момент он уже был трудоустроен, поэтому порекомендовал мне сходить и все узнать. Так я получила работу.
На фото Анастасия Мохарева (@sailorgrini)
На флоте Анастасия с 2017 года, но тогда у нее не была рабочего диплома – не хватало плавценза, поэтому в рейс пошла практикантом.
– Затем получила все необходимые документы, прошла проверку знаний в компании и стала работать третьим помощником, – рассказывает она. – Получается, в должности я с 2018 года.
Не так давно Анастасия присоединилась к компании «Росатом».
– Судно называется «Алексей Марышев», оно 1990 года постройки, состояние хорошее, выдерживает сильные шторма, – отмечает девушка. – Теплоход прошел модернизацию в 2005 году, а через 10 лет – капитальный ремонт: оборудование ГМССБ полностью новое, по штурманской части тоже все хорошо.
В экипаже «Алексея Марышева» работают 22 человека. «В целом, очень дружный экипаж, поэтому отношения складываются замечательно. Когда только начинала работать, коллеги ко мне приглядывались и всерьез не воспринимали, – говорит она. – Но за пару лет отношение изменилось: сейчас со мной считаются, чувствуется уважение не только от тех, с кем работаю бок обок, но и со стороны команд других судов нашей компании».
Конфликтов на гендерной почве у Анастасии не было.
– В первом рейсе в должности помощника в порту Дудинка со мной случилась забавная история, – вспоминает она. – Как раз на моей вахте готовились к отходу. Я стояла одна на мостике, и по УКВ вызывает местный портконтроль. Я очень разволновалась, а когда это со мной происходит, непроизвольно голос становится тоньше и выше. И когда я ответила, они попросили позвать «кого-нибудь из штурманов». Я сказала, что я и есть штурман. На том конце провода рассмеялись и отметили, что я далеко пойду. Мне дали всю нужную информацию, пожелали всего хорошего и повесили трубку.
Что касается женщин на флоте, то девушка уверена – им сложнее. Причем, по ее мнению, это больше относится к поварам, буфетчицам и дневальным – к ним больше внимания.
– Про женщин любят распространять слухи, я такие небылицы слышала, что даже удивлялась, как в них можно верить. К тому же к обслуживающему персоналу всегда много придирок – не каждая выдержит. К женщинам в комсоставе другое отношение, – делится Анастасия Мохарева.
Если не капитан полиции, то капитан морского судна
Валерия Васильева училась в провинциальной школе с уклоном на работу в полиции. Она мечтала стать адвокатом и поступить в Казанский юридический институт при МВД, но в силу большого конкурса опустила руки. И тогда решила – если не капитан полиции, то только капитан морского судна. Так поступила в Казанский речной техникум им. М. П. Девятаева на «судовождение на внутренних водных путях».
– Родственники, узнав о сделанном выборе, были шокированы и против, – признается Валерия. – Мама долго со мной не разговаривала.
Затем она поступила в Волжскую государственную академию водного транспорта.
– Правда, меня отчислили с бюджета на четвертом курсе – не успела сдать два экзамена, так как ждала ребенка, – рассказывает она. – Но я восстановилась, но теперь мой вуз называется Волжский государственный университет водного транспорта.
Первый раз попасть на судно для нее стало огромной сложностью – никто не хотел брать рулевым, а отказы объясняли тем, что девушка. В итоге первая практика для нее прошла в качестве официантки, затем – моториста-рулевого.
На фото Валерия Васильева (@vasillevavaleria)
– Вся карьера строилась на пассажирском флоте, – говорит Валерия. – Сначала в компании «Grand Circle Cruise Line», потом еще что-то было, затем «АкадемФлот» и «ВодоходЪ», где я теперь работаю. Сейчас я хожу в должности первого помощника капитана т/х «Виссарион Белинский». Судно 1980 года постройки, состояние удовлетворительное, хотя, безусловно, есть что обновить.
В экипаже теплохода работают от 95 до 110 человек. Зарплата у всех первых штурманов одинаковая, нет разделения по половому признаку.
– Люди все разные – не всегда получается найти общий язык, – признается она. – Но я не считаю это своей некомпетентностью. Что касается отношения мужчин, то это в первую очередь зависит от воспитания. Кто-то не скрывает своего пренебрежения к женщине на мостике, но с ними легко – они не лицемерят. Другие искренне хотят помочь и подсказать. Не обойтись и без тех, кто судачит.
Валерия говорит, что если вспоминать все, что с ней происходило на флоте, – хватит на книгу. Одна из смешных историй с ней произошла в должности третьего помощника капитана на трехпалубном теплоходе.
– Ночь на Ладожском озере, тишина, июль, – рассказывает она. – Стою, уткнувшись в компас. Капитан говорит – «пройдусь по судну». Отвечаю – угу. Он ушел из рубки, и ничего не предвещало беды. Видимо, ему стало скучно, и он решил меня разыграть. Не поленился, прополз перед рубкой на четвереньках, включил фонарик перед своим лицом и ударил по лобовому стеклу. Я испытала такой шок! Первая мысль – убежать, вторая – кто будет рулить. Он очень долго смеялся, да и я потом тоже.
Валерия Васильева отмечает, что в данный момент женщин на флоте достаточно много: «Мужчины начинают признавать, что в некоторых вещах мы аккуратнее, более усердны, в плане документов с нами меньше проблем и не пьем, но все равно настроены пока скептически. Опять же не все судовладельцы готовы доверить женщине мостик и должность капитана. На мой взгляд – зря».
Что касается особых условий, Валерия не видит причин, почему женщины должны иметь преимущества. «Все хотят нормально питаться и жить в хороших условиях. Мне кажется, в этом вопросе многое зависит от капитана, от того, что он готов выбить для своей команды. Женщины же должны понимать, куда они рвутся на работу».
Источник: korabel.ru
Наверх