РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Большая часть из тринадцати государств, которые в ходе
недавнего Международного морского саммита обязались положить конец кризису
смены экипажей и упростить ротацию моряков, не имеют процедур оформления
поездок, медико-санитарных и иммиграционных процедур, которые помогут с
легкостью добиться упрощения ротации моряков, – отмечает Lloyd’s List.
Судовые операторы в первую очередь нацеливаются на те страны, где репатриация и
заход членов экипажей на борт связаны с меньшей бумажной волокитой и
бюрократическими препонами. Наиболее популярными точками стали пять стран, чаще
всего судовладельцы для смены выбирают Великобританию и Соединенные Штаты
Америки.
Напомним, что 9 июля министры 13 из 15 стран,
присутствовавших на Международном виртуальном саммите, организованном
Великобританией, обязались признать моряков ключевыми работниками, сделать для
них исключения из ограничивающих передвижение правил и решить проблему смены
экипажей. Среди них были Дания, Франция, Германия, Греция, Индонезия,
Нидерланды, Норвегия, Филиппины, Саудовская Аравия, Сингапур, Объединенные
Арабские Эмираты, Великобритания и Соединенные Штаты Америки.
На сегодняшний день в связи с пандемией в отрасль испытывает
настоящий кризис смены экипажей, из-за которого сотни тысяч моряков не могут
вернуться домой. Судовладельцы, особенно те, в распоряжении которых совсем
небольшой флот или одно судно, рассказывают, что их буквально ошеломила
бюрократия, непоследовательность и препятствия в смене экипажей после того, как
пандемия привела к закрытию границ и остановила большинство международных
рейсов.
– На борту наших судов есть экипажи, сроки контрактов
которых истекли более трех месяцев назад, и это очень нездоровая ситуация, –
рассказал один поставщик морских вспомогательных услуг. – Мы пытались связаться
с соответствующими посольствами, чтобы узнать, есть ли какие-то планы по
эвакуации в эти страны, но безрезультатно.
Оценки варьируются, однако в настоящее время от 200 000
до 300 000 членов экипажей застряли на судах и не могут сойти на берег
из-за закрытия границ в связи с борьбой с пандемией коронавируса. Вместе с тем
количество денег и усилий, которые требуются на соответствие вечно меняющимся правилам и расписаниям
авиарейсов, также растет.
Помимо Великобритании и США, Франция, Германия и Нидерланды
также стали известны как страны, в которых смена экипажей происходит с
наименьшими препятствиями. В Дании тоже немного ограничений, однако пока
границы закрыты, отсюда нет регулярных рейсов в государства, где проживает
большинство моряков.
Не все подписавшиеся страны могут похвастаться и этим. Так, Саудовская
Аравия, которая присутствовала на саммите и подписалась под выпущенным
заявлением, несмотря на это остается закрытой для репатриации. Объединенные Арабские Эмираты также все еще
имеют ограничения, которые при этом, по признанию портовых агентов и операторов
судов, являются очень запутанными. Так, местные иммиграционные и портовые
власти подвергались критике за непоследовательную визовую политику и различные
исключения.
По состоянию на 14 июля исключительно из устного общения судовых
операторов с различными властями следовало, что смены экипажей возможны в
портах Дубай, Порт Рашид, Джабаль-Али, DMC и сухом доке Дубай. Отметим, что
только в конце прошлой недели Дубай официально разрешил смену экипажей. До
этого на протяжении недель морякам не дозволялось въехать в страну, чтобы
подняться на борт судна, несмотря на наличие руководства, в котором говорилось,
что это возможно, и того, что в страну пускали туристов.
При этом большая часть государств, являющихся родиной значительной
части моряков, – таких как, в частности, Россия, Китай и Украина – вообще не
принимали участия в прошедшем 9 июня морском саммите. Этот факт добавляет
сомнений в том, что дипломатическая демонстрация единства действительно положит
конец сложностям со сменой экипажей.
В связи с этим Балтийский и международный морской совет
(BIMCO) заявил, что правительствам необходимо активизироваться и работать над
поиском решения вместе: «Отсутствие на встрече многих ключевых стран международного сообщества подчеркивает явное
безразличие некоторых государств к кризису смены экипажей и недостаток
понимания критической роли, которую моряки играют в международной торговле», –
заявил генеральный секретарь Дэвид Лузли. Совет также обеспокоен отсутствием
временных рамок для подписавшихся стран и тем, что закрытые границы, кажется,
сделали мысли властей ограниченными.
В общем, по состоянию на 14 июля, в портах стран, подписавшихся под заявлением
сделать моряков ключевыми работниками и облегчить процесс репатриации, сложилась
следующая ситуация:
Великобритания – смена экипажей возможна при условии
одобрения, некоторые порты и терминалы закрыты.
Дания – смена экипажей возможна несмотря на то, что границы
закрыты. Проблема – в ограниченном количестве транспорта и авиарейсов.
Франция – смена экипажей возможна при наличии уведомления за
72 часа, в которое входит предоставление свидетельства о прохождении судном
санитарного контроля, полного комплекта проездной документации, письма от
компании и других документов.
Германия – смена экипажа возможна, тестирование на
коронавирус не проводится при отсутствии симптомов, однако перед посадкой на
судно невозможно размещение в отеле, необходимы подтвержденная информация об
авиарейсах, прямая транспортировка до судна.
Греция – смена экипажа для моряков, не являющихся гражданами
Евросоюза, возможна с 1 июля только при условии вылета в тот же день а страну проживания.
Индонезия – списаться с судна можно только в некоторых
портах, при посадке необходимо пройти тестирование.
Нидерланды – смена экипажей возможна, однако необходимо
иметь действующую шенгенскую визу (что трудноосуществимо, поскольку в настоящий
момент консульства закрыты – значит, виза должна остаться с допандемийных
времен). Останавливаться в отеле нельзя ни перед заходом на борт, ни после
схода на берег.
Норвегия – смена экипажей позволена несмотря на ограничения
на перемещение для иностранцев, однако необходимо провести 10 дней в карантине
перед въездом в страну.
Филиппины – не допускаются иностранные моряки, при списании
с судна необходимо пройти тестирование и 14 дней карантина. В провинции Себу
смениться невозможно из-за увеличения числа заболевших.
Саудовская Аравия – смены запрещены, границы закрыты.
Сингапур – смены могут происходить только при особых
обстоятельствах, если моряки не могут сразу проследовать на рейс и должны быть
размещены в предписанном изоляторе. Необходимо уведомление за 14 дней.
ОАЭ – 15 июля стало известно, что в Дубае официально
возможна смена экипажей. Морякам, заходящим на борт, необходимо иметь при себе
визу моряка и результаты теста на коронавирус (действительны на протяжении 96
часов) при прибытии в аэропорт. При списании моряк не может оставаться в отеле,
если у него нет отрицательного результата теста.
США – смены происходят на индивидуальной основе в нескольких
портах, в последнее время часто – в порту Хьюстон. Моряки должны прилететь в
один из 13 аэропортов, где проводятся тесты на коронавирус. Процесс проходит
легче, чем во многих странах, а следующим домой членам экипажа не нужно
проходить тестирование.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что
ситуация с репатриацией меняется буквально каждый день и не всегда в лучшую
сторону, несмотря на то, что все морское сообщество сходится во мнении о
необходимости максимально упростить смену экипажей. «Главная проблема – это
нежелание правительств по всему миру взглянуть правде в глаза и признать, что
без моряков невозможна мировая торговля, а сами моряки не могут бесконечно
работать в ожидании, когда пандемия закончится – это нарушение их прав,
которое, к тому же, подрывает безопасность судоходства», – считают в РПСМ.
По материалам Lloyd’s List
Наверх