РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Глобальные усилия по разрешению кризиса смены экипажей
подрываются недобросовестными
судовладельцами, – заявил председатель Российского профсоюза моряков
(РПСМ) Юрий Сухоруков в интервью ресурсу Safety at Sea. В частности, вспышка
COVID-19 на российском рыболовном судне «Ice Stream», члены экипажа которого 22
июня контактировали с портовыми рабочими, после чего порт Камчхон был закрыт на
несколько дней, может иметь «далекоидущие последствия для всех моряков и
способна свести на нет огромную работу, которая была проделана в последние два
месяца для смягчения карантинных ограничений». Ответственность за этот риск в
первую очередь лежит на судовладельце.
– Капитан
почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу, где у него вязли анализы.
Вскоре после выхода судна из порта стало известно, что его тест показал положительный
результат на коронавирус, – рассказал Сухоруков. – Судовладелец действовал
безответственно: вместо того, чтобы вернуть теплоход обратно в порт и проверить
на коронавирус весь экипаж, он просто сообщил об этом случае портовому агенту.
Именно от него южнокорейские власти узнали о факте заражения
на борту, причем уже после начала разгрузки. Было проведено тестирование,
коронавирус подтвердился у 16 человек, которые были госпитализированы.
После инцидента с «Ice Stream» Министерство здравоохранения
Южной Кореи распорядилось ставить на 14-дневный карантин все российские суда,
заходящие в порты страны. По словам Сухорукова, на фоне этого случая другие государства
тоже могут решить ужесточить, а не ослабить ограничения на передвижения членов
экипажей.
Отметим, что сегодня от 200 до 300 тысяч моряков до сих пор
остаются в море после истечения срока контрактов из-за ограничений, введенных
большинством стран для борьбы с пандемией COVID-19. Проблема существует и в
России, где процедуры, к тому же, сильно разнятся в зависимости от региона. В
связи с этим недавно РПСМ выступил с предложением по согласованию с
Роспотребнадзором производить на регулярной основе смену экипажей в крупных
портах страны. По словам Сухорукова, пока оно находится на стадии рассмотрения.
Он добавил, что, хотя общая ситуация в мире стала лучше –
например, Сингапур, Гонконг, Малайзия и порт Реюньон в Африке, хоть и с
различными оговорками, разрешили смену экипажей – этого недостаточно для
решения существующих проблем.
– С начала пандемии огромное количество моряков работает
сверх сроков, установленных их договорами, просто не имея возможности сойти с
судна, – отметил Сухоруков.– Ситуация,
когда член экипажа отработал два контракта и остается на борту больше года –
уже не что-то из ряда вон выходящее. Во многих странах из-за карантинных
ограничений моряки не имеют доступа даже к базовым медицинским услугам – стоматологическому
лечению или срочной помощи после перенесенного инсульта. Есть, однако, ряд государств,
где ситуация намного лучше – например, в Великобритании оказавшиеся в
затруднительном положении моряки имеют возможность обратиться к врачу.
Помимо прочего, длительная изоляция приводит к тому, что члены
экипажа становятся подавленными и раздраженными. Из-за тяжелой обстановки и
неопределенности они чаще испытывают тревогу и впадают в депрессию.
В частности, в письме, адресованном РПСМ, один капитан
признался, что после восьми месяцев работы на борту он больше не чувствует
уверенности в своих действиях. Он жаловался на нарушения сна, приступы паники и
необъяснимую ломоту в теле. «В подобных ситуациях моряков следует срочно
отправлять на берег, потому что им больше нельзя доверять жизнь и безопасность
их коллег», – считает Сухоруков.
По мнению председателя РПСМ, если прогнозы ВОЗ верны и мир
ждет вторая волна COVID-19, морская отрасль окажется к этому неготовой, потому
что призывы Международной федерации транспортников, Международной морской
организации и ООН к правительствам признать моряков «ключевыми работниками» и
создать нормальные условия для их работы
не привели к ожидаемым результатам.
– К сожалению, ситуация может ухудшиться, – считает он. – Мы будем жить в условиях пандемии еще в течение года, двух или более, и если положение дел коренным образом не изменится, то мировые цепочки поставок могут нарушиться. Рано или поздно начнут происходить аварии, причиной которых будет усталость экипажа. И один Бог знает, сколько моряков может погибнуть и какой ущерб будет нанесен экологии.
По материалам Safetyatsea.net, фотография – Getty Images
Наверх