РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Криминализация моряков – это широкое понятие. Оно охватывает
не только громкие случаи, связанные с морскими катастрофами, но и множество
самых разных аспектов повседневной работы члена экипажа. Иногда морякам
отказывают в реализации основных трудовых прав или несправедливо с ними
обращаются в различных ситуациях. Речь может идти о простейших проблемах –
нехватке на борту продуктов питания и питьевой воды, отсутствии доступа к
базовой медицинской помощи в порту, коррупции со стороны властей и несправедливом
обращении в государстве порта.
Текущая ситуация с пандемией Covid-19 вынудила страны ввести
строгие правила и проверки, чтобы минимизировать распространение вируса. Это
привело к тому, что в портах стали предъявлять очень жесткие требования к
санитарной обработке судов. Моряки – и те, кто списывается с теплоходов, и те,
кто готовится взойти на борт, – подвергаются строгим проверкам. Их главная цель – свести к минимуму
распространение заболевания, но подчас предъявляемые требования выходят за
рамки разумного. Представители власти приходят на судно, чтобы взять анализы у
моряков, провести осмотр или опрос, при этом они не знают меры и нередко
перегибают палку, стараясь как можно лучше выполнить свою работу.
Однако настолько же, насколько важны эти процедуры,
настолько же важно и обеспечить, чтобы при их проведении не были ущемлены права
членов экипажа. Какими бы ни были обстоятельства, справедливое обращение к морякам
– главное условие всех проверок и процедур, что постулируется в различных
руководствах Международной морской организации (ИМО).
В частности, цель Руководства ИМО/МОТ (Международная
организация труда) по справедливому обращению с моряками в случае морской
аварии – обеспечить справедливое обращение с членами экипажа как в случае
морской аварии, так и в ходе любого расследования, беседы или задержания
государственными властями, а также гарантировать, что такое задержание не продлится
дольше, чем это действительно необходимо. Моряки боятся расспросов со стороны
представителей властей обо всем, что касается коронавируса, потому что не
знают, что им отвечать, чтобы не угодить в неприятности.
Хотя руководство написано в первую очередь для обычных
морских происшествий, содержащиеся в нем советы и рекомендации также можно
применять в ситуациях, связанных с Covid-19.
В Руководящих принципах ИМО/МОТ по справедливому обращению с
моряками есть аспекты, рекомендации по которым могут очень пригодиться членам
экипажей и в любых ситуациях, возникающих в связи с пандемией коронавируса.
Так, они предполагают:
– Справедливое ведение расследования. Государство порта
должно принять меры, чтобы любое расследование, проводимое в пределах его
юрисдикции, было объективным и не затягивалось.
– Допрос без волокиты. Государство порта должно позаботиться
о том, чтобы морякам, которых уже опросили/допросили и участие которых в
дальнейшем расследовании не требуется, было разрешено вернуться на борт или домой
без необоснованных задержек.
– Недопущение ответных действий. Государство порта должно
принять меры, чтобы в отношении членов экипажей не допускалось преследование
или ущемление их прав в качестве наказания за участие в расследовании.
– Взаимодействие с различными организациями. Государство
порта должно сотрудничать и поддерживать связь с другими заинтересованными
государствами, судовладельцами и моряками и содействовать тому, чтобы у
организаций, представляющих интересы членов экипажей в государстве порта (в
частности, профсоюзов) была возможность общаться с моряками.
– Охрана основных прав человека. Государство порта должно обеспечить
адекватные меры по защите прав человека
и экономических прав задержанных моряков.
– Недискриминационная процедура. Государство порта должно
гарантировать, что всем морякам предоставляется надлежащая правовая защита на
недискриминационной основе.
– Услуги переводчика и адвоката. Государство порта должно
обеспечить, чтобы морякам при
необходимости были предоставлены услуги переводчика и юридическое
сопровождение.
– Основание для расследования или допроса. Государство порта
должно проследить, чтобы членов экипажа
своевременно проинформировали об основании, на котором проводится
расследование.
– Право на общение. Государство порта должно обеспечить всех
моряков средствами связи для конфиденциального общения с членами семьи, благотворительными организациями,
судовладельцем, профсоюзом, посольством или консульством государства флага и
страны их проживания или гражданства, а также с их законными представителями.
В мае Международная палата судоходства (ICS) также выпустила
Обновленное руководство по защите моряков в условиях пандемии COVID-19. Поводом к этому стало то, что в
ряде случаев морякам было отказано в медицинской помощи в портах захода или в
срочной медицинской эвакуации в течение нескольких дней. Документ направлен на
то, чтобы обеспечить предоставление медицинской помощи членам экипажей, которые
находятся в рейсе в период пандемии коронавируса. Ведь ко всему прочему из-за
длительного пребывания на борту у
моряков повышается риск развития различных заболеваний, в том числе
из-за усталости и психологических
проблем.
Согласно рекомендациям ICS:
– Государства порта не должны отказывать судну в оформлении
в режиме «свободной практики» (разрешении войти в порт, начать посадку или высадку,
а также выгрузку или погрузку груза или припасов) из соображений охраны
общественного здоровья.
– Государства флага должны обеспечить, чтобы все моряки на
судах под их флагом были охвачены необходимыми мерами по защите здоровья и
имели доступ к своевременной и
адекватной медицинской помощи во время работы.
– Государства порта должны гарантировать, что всем морякам
на судах, находящихся на их территории, которые нуждаются в неотложной медицинской помощи, будет предоставлен доступ
к медицинским учреждениям на берегу. Государства флага, компании и капитаны
должны взаимодействовать с органами здравоохранения государства порта, чтобы
обеспечить соблюдение мер по охране здоровья населения.
Отчаянные времена требуют отчаянных решений, однако при этом
соблюдение основных прав человека должно быть гарантировано любой ценой.
Никакие меры нельзя считать оправданными, если они нарушают права человека.
Руководство ИМО/МОТ по справедливому обращению с моряками, а также обновленное
Руководство ICS еще раз обращают
внимание на необходимость соблюдения этих прав во время пандемии коронавируса.
В Российском профсоюзе моряков отмечают: члены экипажа сами
должны досконально знать свои права, чтобы иметь возможность их отстаивать.
Упомянутые руководства служат для
правительств и портовых властей подтверждением того, что можно совершенно
безопасно и эффективно проводить смену экипажа и опросы. Сейчас необходимо
срочно принимать меры для того, чтобы не допустить неподобающего обращения с членами
экипажей, которые ущемляют их как личности и как работников. Однако, к
сожалению, это все же рекомендации, которые государства могут и не захотеть
исполнять.
По материалам marineinsight.com
Наверх