17.08.2020

Интернет-мошенничество: вернуть деньги возможно

От отрицания к злости и принятию – жертвы финансового мошенничества часто проходят через нечто похожее на пять стадий горя. Очень часто пострадавшие от сетевых аферистов ничего не предпринимают, когда понимают, что их обманули – из-за стыда или убежденности, что уже слишком поздно вернуть назад свои деньги. Сотрудники полиции тоже могут быть не уверены, что необходимо предпринять, особенно если мошенничество содержит международный компонент – например, трансграничные финансовые операции. Однако в Интерполе заявляют: даже если деньги жертвы мошенничества уже перевели со счета, их все еще возможно перехватить. Международная организация уголовной полиции выпустила пособие «Прими меры: срочные запросы об остановке платежа и предварительные постановления о замораживании денежных средств», которое направила в 194 страны – специально для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов знали, как действовать в таких ситуациях. Но что же делать самим жертвам мошенничества в первую очередь?

Позвонить в банк и полицию

– Многие люди уверены, что ничего невозможно сделать после того, как деньги пострадавшего были переведены за границу, но существуют системы, которые позволяют отменить мошеннические операции, – рассказал координатор отдела финансовых преступлений в Интерполе Томонобу Кайя. – Первым делом всегда необходимо связаться со своим банком, сообщить, что перевод был мошенническим, и призвать их сделать запрос об отмене в специальной межбанковой системе связи в банк-получатель за границей.

После получения запроса об отмене банк, произведший мошеннический перевод, отправит сообщение с запросом об аннулировании платежа в банк-получатель. Если  средства еще не были выведены из банка-получателя преступниками, существует хорошая вероятность того, что средства будут заблокированы и возвращены пострадавшему.

Не терять времени

Если жертва мошенничества самостоятельно может идентифицировать банк-получатель,  также стоит напрямую связаться с ним. Для того, чтобы вычислить банк, в который были переведены средства, можно воспользоваться бесплатными онлайновыми инструментами. Ведь каждый номер счета имеет индивидуальную и уникальную систематику в комбинации с кодом банка. После нужно сделать запрос в интернете с использованием названия банка-получателя, а также ключевыми словами «complaint» (жалоба) или «online contact» (онлайн-контакт) – результаты покажут, как можно связаться с банком и сделать необходимый запрос.

Эти два направления действий являются наиболее верными в краткосрочной перспективе, однако созданное Интерполом руководство также описывает дальнейшие шаги и каналы, которыми могут воспользоваться сотрудники правоохранительных органов, чтобы перехватить и вернуть подобные незаконные «доходы» мошенников. Среди них – взаимодействие с контактными лицами внутри Национального центрального бюро Интерпола.

– Дело в том, что ни жертвы, ни полиция не должны чувствовать себя бессильными при столкновении с интернет-мошенничеством, – отметил Хосе де Грасиа, помощник директора отдела по борьбе с криминальными сетями. – Есть системы и люди, которые помогают перехватить мошеннические переводы. Ключ в том, чтобы позвонить в банк, связаться с полицией, и самое главное, действовать быстро. Когда речь заходи о борьбе с онлайн-мошенничеством и другими видами подобных афер, нельзя терять времени.

– На разного рода привлекательные предложения в интернете может купиться любой, а признаться в том, что тебя обманули, иногда бывает стыдно даже самому себе, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – Будьте внимательны и избегайте перевода денег сомнительным личностям и «организациям». Но если все же попались  на удочку мошенников и поняли это – немедленно свяжитесь с банком и обратитесь в правоохранительные органы.

По материалам interpol.int

↑ 

Наверх