02.10.2020

РТК: отказ от бумажных носителей и МРОТ по-новому

В пятницу, 25 сентября, состоялась очередная встреча Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). В числе прочего на ней обсуждался проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации». Это Положение напрямую затрагивает моряков: им в том числе регулируется работа круингов, причем на сегодняшний день существующие в их отношении требования полностью соответствуют нормам Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве. Тем не менее правительство ставит перед МВД России задачу замены лицензирования на иную форму регулирования, что по мнению РПСМ приведет к снижению эффективности государственного контроля за агентствами по трудоустройству и самым негативным образом скажется на моряках. К счастью, в этот раз ни о чем подобном речь не шла – текущим проектом МВД РФ предлагает отказаться от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о ее предоставлении в реестр лицензий.

– Изменения в постановление продиктованы современной повесткой, – рассказал первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков (РПСМ) Игорь Ковальчук, принимающий участие в работе РТК. – Планируется перейти в электронный формат, когда данные о наличии лицензии просто будут вноситься в специальный реестр. Также в проекте уточняются способы подачи документов для соискателей лицензии в электронном виде и на бумажном носителе. Свою роль в разработке проекта сыграла и пандемия – чтобы избежать межличностных контактов, все по возможности переносится в интернет. Никаких подводных камней в инициативе нет, поэтому она была одобрена профсоюзами.

Важной темой обсуждения стал проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Уровень прожиточного минимума и размер МРОТ – это те показатели, которые так или иначе затрагивают жизнь любого гражданина нашей страны. Последний, в частности, помимо трудовых отношений также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и т. д. Согласно существующему законодательству, МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Сегодня прожиточный минимум привязан к потребительской корзине, которая представляет собой минимальный объем продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. Чаще всего в него включаются самые дешевые продукты, которые только есть на рынке.

Новым законопроектом планируется с 2021 года изменить существующую систему и привязать размер МРОТ к медианному среднедушевому доходу – такому доходу, относительно которого у половины населения доходы выше, а у другой – ниже. Уровень минимального размера оплаты труда будет находиться в зависимости от медианной заработной платы. Со следующего года планируется установить соотношение величины прожиточного минимума и величины медианного дохода в 44,2%, что в абсолютном выражении составит 11 653 рубля. Он будет устанавливаться ежегодно. Соотношение же медианного размера оплаты труда и медианной заработной платы в следующем году составит 42%, или 12 792 рубля. Как объясняют в Пояснительной записке к проекту закона, по сравнению с действующим минимальным размером оплаты труда, составляющим 12 130 рублей, рост составит 5,5%. Вместе с ростом медианных доходов и зарплат эти цифры будут увеличиваться, пересмотр процентных соотношений будет проходить не реже одного раза в пять лет.

– Сейчас сложно однозначно сказать, к чему приведет эта новая идея – к лучшему или к худшему благосостоянию населения, – отметил Игорь Ковальчук. – Как следует в РТК проект не обсуждался: он был прислан буквально за день до заседания, спешно, так как его планируют внести в Госдуму в пакете с федеральным бюджетом. РТК дала согласие, однако с условием, что проект будет в дальнейшем рассматриваться на рабочих группах. Теоретически идея неплохая, однако в реальности все зависит от того, какими методиками будут пользоваться при подсчете медианного уровня зарплат. Например, Федерация независимых профсоюзов России отметила, что согласно текущему расчету в связке с потребительской корзиной, МРОТ в следующем году мог бы быть больше, чем предлагается новым законопроектом. Поэтому он требует действительно серьезного и подробного дальнейшего изучения и обсуждения РТК.

Также речь шла о проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части установления срока обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав)», подготовленный Минтрудом России. Цель законопроекта – урегулировать сроки обращения в суд с подобными требованиями.

Так, в пояснительной записке уточняется, что в настоящий момент Статья 392 ТК предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев после того, как он узнал о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в  течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении, выдачи трудовой книжки или предоставления в связи с увольнением сведений о трудовой деятельности у работодателя по последнему месту работы. Однако сроки обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда из-за нарушения трудовых прав, в том числе после их восстановления решением суда, в законах отсутствуют. Поэтому компенсировать его бывает практически невозможно, что противоречит Конституции РФ.

Законопроект должен изменить эту ситуацию. Так, подать обращение о компенсации в суд можно будет как одновременно с требованием о восстановлении трудовых прав в трехмесячный (для споров об увольнении – одномесячный) срок, либо в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, которым эти права были восстановлены. При пропуске сроков по уважительной причине также будет возможность через суд получить компенсацию.

Как отметил Игорь Ковальчук, законопроект, несомненно, важен и расширяет возможности работников, поэтому он получил одобрение со стороны профсоюзов.

Среди обсуждаемых вопросов был также проект постановления Правительства «О проведении эксперимента по осуществлению идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» пользователей социальных сетей в сети интернет, а также пользователей агрегаторов информации о товарах (услугах), информационных ресурсов подбора персонала и поиска работы, при совершении сделок и иных юридически значимых действий посредством указанных агрегаторов информации о товарах (услугах), информационных ресурсов подбора персонала и поиска работы». Документ подготовило Минкомсвязи России.

В эксперименте предлагается опробовать возможность использования системы идентификации пользователей, используемой при оказании государственных и муниципальных услуг, для пользователей частных услуг. Его проведение планируется с 1 октября 2020 по 1 октября 2021 года. Цель эксперимента – с помощью ФГИС ЕСИА повысить достоверность осуществляющихся в интернете действий. С помощью учетной записи, которая уже есть у огромного числа людей, зарегистрированных на Госуслугах, может осуществляться достоверная идентификация в социальных сетях, совершение сделок купли-продажи товаров, аренда имущества, совершение юридически значимых действий в целях трудоустройства и других посредством агрегаторов. Пользователям, имеющим регистрацию в ФГИС ЕСИА, предполагается обеспечить возможность предоставлять сведения о себе для регистрации в социальных сетях и использования сведений о себе, с помощью чего они смогут осуществлять эти операции.

Среди участников эксперимента – федеральные органы исполнительной власти, на добровольной основе – владельцы программ ЭВМ, сайтов в интернете и агрегаторов информации о товарах и услугах, а также информационных ресурсов поиска сотрудников и работы.

– Это новый способ использовать учетную запись на портале Госуслуг, чтобы при заключении каких-то сделок, например, была возможность достоверно идентифицировать лиц, с которыми ведутся переговоры, – рассказывает И. Ковальчук. – По словам авторов, эксперимент, опять же, в первую очередь связан с пандемией и нацелен на то, чтобы людям меньше нужно было встречаться лично. Кроме того, планируется он пока только на год. Однако, из проекта не ясно, к какому объему информации о человеке с портала Госуслуг в этом случае будут иметь доступ владельцы агрегатора или социальной сети, и что именно подразумевается под юридически значимыми действиями в целях трудоустройства. Проект, тем не менее, был одобрен РТК.

Были и однозначно радостные для большинства людей новости – в частности, 31 декабря в следующем году впервые может стать официальным выходным днем. Также обсуждавшийся на РТК проект постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2021 году» предполагает перенос выходного дня с и без того нерабочей субботы 2 января на пятницу 5 ноября, и с субботы 20 февраля на понедельник 22 февраля.

Отметим, что помимо этого на РТК обсуждались проект федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», проект поправок к проекту федерального закона № 953586-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения», проект постановления Правительства РФ «О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР» и текущая ситуация на рынке труда.

↑ 

Наверх