РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Пандемия коронавируса усилила бедность и безработицу – предпосылки, способствующие морскому пиратству. По прогнозам Всемирной торговой организации, мировая торговля в 2020 году упадет на 13-34%, а Центр стратегических и международных исследований (аналитический центр в Вашингтоне) ожидает значительного падения ВВП во многих подверженных пиратству странах, таких как Малайзия, Филиппины, Индонезия, Нигерия и Мексика. Кроме того, суда, скорее всего, станут более легкой добычей, потому что из-за падения выручки судоходные компании могут начать меньше тратить на вооруженную охрану и другие способы их защиты. Численность экипажей на борту и без того уже сокращена до минимума, а из-за пандемии их комплектование затруднилось еще больше. К тому же глобальная тенденция такова, что рост морских преступлений в этом году по сравнению с предыдущим уже вырос почти на 20%.
Так, в своем полугодовом отчете Региональное объединение по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем в Азии (ReCAAP) предупреждало о настораживающем росте числа пиратских атак в регионе. Организация сообщила о 51 инциденте, произошедшем с января по июнь. Таким образом число нападений морских пиратов выросло на 82% по сравнению с первой половиной 2019 года. Аналогичный рост пиратских инцидентов зафиксировало и Международное морское бюро (IMB): в первой половине 2020 года количество нападений по сравнению с прошлым годом увеличилось вдвое. При этом эскалация пиратской активности не ограничивается только Азиатским регионом: в Западной Африке, Северной и Южной Америке в последние два года также наблюдается рост активности пиратов.
Неоспоримо, однако, что сейчас уровень пиратских атак остается значительно ниже максимальных цифр, зарегистрированных в период расцвета морского пиратства в 2010 году, когда на счету сомалийских разбойников было более 200 нападений и попыток нападений на суда в Красном море, Аденском заливе и Индийском океане в год, а также захваты по меньшей мере 49 судов. В 2019 году IMB сообщило только о четырех случаях угона теплоходов, причем ни одного не было у побережья Сомали. Согласно данным бюро, пока с начала 2020 года имел место только один захват: нападению подверглось рыболовное судно в водах Кот-д'Ивуара. Тем не менее, несмотря на очевидные успехи в борьбе с сомалийскими пиратами и общее снижение количества захватов, наблюдаемые в последнее время тенденции роста числа нападений на торговые суда вызывают озабоченность.
Сингапурский пролив
Пиратство в Сингапурском проливе заметно выросло за последние несколько лет, и сейчас находится на самом высоком с 2015 года уровне. Из 35 пиратских атак, произошедших в Юго-Восточной Азии с января по июнь 2020 года, 14 приходится либо на сам пролив, либо на расположенные неподалеку якорные стоянки у острова Батам. Еще два судна подверглись нападению пиратов в море Натуна неподалеку от Сингапурского пролива, другие три произошли в порту Белаван на Суматре.
Большая часть теплоходов во время нападений были на ходу, и почти все из них, за исключением одного, – крупные танкеры-продуктовозы или другие грузовые суда. Сегодняшние нападения в Юго-Восточной Азии в целом и в Сингапурском проливе в частности носят в основном случайный характер: это пока не та организованная деятельность, которая наблюдалась во времена разгула сомалийских пиратов. Отметим, что всего несколько лет назад Индонезия и Малайзия сформировали военно-морские группировки оперативного реагирования для борьбы с волной морского пиратства в Малаккском и Сингапурском проливах. Вскоре после этого количество нападений значительно снизилось: с более чем 60 инцидентов в 2015 году до менее 10 в 2016 году. В 2014 и 2015 годах выход из Сингапурского пролива вблизи острова Малый Каримун был особенно опасным участком для торговых судов. Современный рост морского пиратства в Сингапурском проливе и его окрестностях некоторые эксперты связывают с тем, что экипажи теплоходов утратили бдительность в этих регионах, поскольку обстановка там на протяжении последних лет оставалась спокойной.
Моря Сулу и Сулавеси (Целебесское море)
Нападения пиратов на юге Филиппин в последнее время стали все больше беспокоить судоходное сообщество. Основная причина – исламистская сепаратистская террористическая группа «Абу Сайяф», которая решила извлечь выгоду из плотного судоходного трафика судов через моря Сулу и Сулавеси. Здесь бандиты при нападении на суда берут в заложники моряков с целью получения выкупа. В ответ Малайзия, Индонезия и Филиппины создали скоординированные военно-морские патрули по борьбе с пиратством, которые помогли сдержать активность «Абу Сайяф». ВМС США также активизировали патрулирование, расширили обмен информацией о пиратской активности с местными военно-морскими силами и приняли участие в учениях, направленных на противодействие незаконной деятельности и защиту судоходства. Тем не менее в мае этого года ReCAAP в очередной раз предупредило о сохраняющейся в регионе опасности похищения моряков членами группировки. Более того, ряд экспертов не исключает эскалацию преступной деятельности «Абу Сайяф» на море, поскольку филиппинские службы безопасности продолжают вести активную борьбу с ней. В частности, недавно местной полицией в городе Давао был захвачен лидер группировки, и ожидается, что его сторонники предпримут ответные действия.
Западная Африка, Северная и Южная Америка
Как в Гвинейском заливе, так и в водах Латинской Америки растет количество пиратских нападений, что в первую очередь обусловлено царящими здесь бедностью, безработицей, насилием и коррупцией. Кроме того, инциденты у побережья Западной Африки начинают носить все более насильственный и жестокий характер. За первую половину 2020 года вооруженные автоматами, дробовиками и ножами пираты в Гвинейском заливе похитили 49 моряков, что на 50% больше, чем в 2019 году. В целом тенденция роста случаев похищения членов экипажа здесь только усиливается. Сегодня уже более 90% похищений приходится на воды Западной Африки, и Объединенный военный комитет морских страховщиков из Ассоциации Ллойда продолжает относить исключительные экономические зоны Того, Бенина и Нигерии к зонам повышенного риска.
Что касается американского континента, неуклонно растет число пиратских нападений на нефтяные платформы и суда снабжения в заливе Кампече. В июне этого года правительство США даже выпустило предупреждение, рекомендующее американцам быть крайне осторожными в южной части Мексиканского залива. Особенно активно вооруженные преступные группировки действуют между городами Веракрус и Кампече. Вдоль залива разбросаны сотни нефтедобывающих предприятий, а суда снабжения постоянно доставляют рабочие бригады и провизию к мексиканскому побережью и обратно. Хотя Международное морское бюро сообщает только о четырех пиратских инцидентах в заливе в первой половине 2020 года, по данным Управления военно-морской разведки США их было вдвое больше, а некоторые эксперты считают, что и это число занижено.
Местные ресурсы – ключ к подавлению морской преступности
Для осуществления своей деятельности преступники выбирают места, где отсутствует эффективная правоприменительная практика, и используют ближайшие к ним морские торговые пути для кражи грузов и похищения моряков. В то время как правительства Юго-Восточной Азии и Западной Африки расширяют и модернизируют свои военно-морские ресурсы, усиление присутствия ВМС, очевидно, остается не самым эффективным инструментом в борьбе с незаконной деятельностью. Потенциал морских правоохранительных органов, налаживание регионального сотрудничества и более эффективное местное управление могут принести гораздо большую пользу в плане поимки преступников и снятия социальной напряженности среди населения, которая является мощным стимулом к участию в пиратской деятельности. Сообщается, что США помогают укрепить ресурсный потенциал партнеров из Юго-Восточной Азии, таких как Филиппины, Малайзия, Вьетнам и Индонезия, снабжая их разведывательным оборудованием, патрульными судами, вертолетами и дронами. Международные военно-морские учения Obangame Express также помогают усилить эффективность работы правоохранительных органов в Гвинейском заливе. Франция, Великобритания и Китай аналогичным образом предоставили свои корабли, технику и специалистов странам Западной Африки в целях сдерживания морской преступности.
Главное оружие против пиратов – бдительность и быстрая реакция
Положительный момент заключается в том, что и ReCAAP, и Международное морское бюро сообщают о снижении числа пиратских нападений и ограблений в июле и августе по сравнению с теми же месяцами 2019 года. Возможно, это результат усиления ответных мер со стороны правительств на всплеск пиратской активности в первой половине года. Хотя не менее вероятно, что это просто кратковременное затишье перед бурей.
Российский профсоюз моряков отмечает, что жертвой пиратского нападения может стать любой моряк, чей рейс пролегает через опасные зоны. Причем, к сожалению, остаться в плену он может на неопределенный срок. В частности, если в большинстве случаев в Гвинейском заливе моряков вызволяют примерно через месяц после захвата, то, например, члены экипажей судов «Rio Mitong» и «Djibloho», попавшие в плен еще в мае, были освобождены только на днях. Моряки, среди которых трое россиян, провели у пиратов почти пять месяцев. Любой срок в таких условиях – огромное испытание для здоровья и психики, что и говорить о таком длительном. Чтобы обезопасить себя, нужно не забывать, что главное оружие против пиратов – бдительность и реакция, которые позволят вовремя заметить злоумышленников, сообщить об опасности и уйти от них.
Автор – Брэндон Принс, профессор политологии и научный сотрудник Центра государственной политики Говарда Бейкера при Университете Теннесси в Ноксвилле
По материалам The Maritime Executive
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх