09.10.2020

КРО РПСМ помогла моряку разобраться в процедуре увольнения

На днях в Калининградскую региональную организацию Российского профсоюза моряков (КРО РПСМ) обратился член экипажа, который не хочет продолжать трудовые отношения со своим работодателем. Судно, на котором он работает, ходит под флагом России, сам моряк – на испытательном сроке. О своем намерении уволиться он сообщил капитану и отделу кадров, однако работодатель на его просьбу ответил отказом, сказав сначала отработать рейс. В КРО РПСМ моряку рассказали об алгоритме действий в подобной ситуации.

Как отметил правовой эксперт и технический инспектор труда КРО РПСМ Петр Дзендзелюк, на всех судах под флагом РФ отношения, возникающие в торговом мореплавании, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. В свою очередь согласно п. 1 ст. 57 КТМ РФ трудовые отношения членов экипажа регулируются Трудовым кодексом РФ.

– Первое, что необходимо сделать при увольнении – письменно уведомить капитана или отдел кадров работодателя, – отметил Петр Дзендзелюк. – Заявление при этом пишется в свободной форме с указанием причин увольнения.

В случае, когда еще не прошел испытательный срок, основанием для подачи заявления будет ст. 71 ТК РФ. В ней говорится, что «если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня».

Если же испытательный срок окончен, то основанием станет ст. 80 ТК РФ – «работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели».

По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить выполнять свои обязанности. В последний день работодатель обязан выдать ему трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя, выдать другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

При увольнении на испытательном сроке он может производиться только в обычном порядке – работнику полагается зарплата и компенсация за периоды неиспользованного отпуска. На дополнительные выплаты, например, выходное пособие, при увольнении по собственному желанию можно рассчитывать только в том случае, если это условие прописано в локальных нормативных актах.

– Важно добавить, что если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается, – подчеркнул инспектор труда КРО РПСМ.

Такой алгоритм предусмотрен для всех работников, трудящихся на территории РФ, он же предполагается для судов под флагом страны. Однако море вносит в вопрос дополнительные нюансы.

 Например, если смена моряка невозможна по обоснованным причинам – такими могут быть неудобный порт или отсутствие авиа- и прочего сообщения – возможны два варианта, – продолжил он. – Первый – по истечении срока уведомления прекратить работу, получить расчет и ожидать возможности смены уже в качестве пассажира. Второй – продолжать работу на особых письменных договоренностях с работодателем. Другими словами, в этом случае судовладелец должен предоставить гарантийное письмо, в котором будет указан момент и порядок запланированной смены.

Иногда недобросовестные работодатели прибегают к запугиванию моряка, говоря, что в первом случае с него, как с пассажира, будет взиматься плата за нахождение на судне. Однако законных оснований такое предупреждение не имеет.

– Дело в том, что согласно ст. 58 КТМ РФ в данном случае члены экипажа имеют право на репатриацию, – отметил Петр Дзендзелюк. – Организация надлежащей и быстрой репатриации входит в обязанности судовладельца, а все расходы на питание, проживание, проезд и прочее несет он сам. С момента перевода члена экипажа в пассажиры он фактически является следующим к месту репатриации.

Если судовладелец нарушит вышеуказанные права моряка, то по прибытии домой член экипажа либо сам, либо через представителя может обратиться в суд и защитить свои права. Суд, скорее всего, будет на его стороне, а работодателя принудят к возмещению всех обоснованных убытков, заявленных моряком в исковых требованиях.

Как рассказал инспектор труда КРО РПСМ, практика показывает, что в подобных ситуациях, когда возникают проблемы с увольнением, моряки нередко допускают ошибки: «Первая из них – это отсутствие письменного заявления на увольнение. Еще одна – продолжение исполнения своих трудовых обязанностей: именно этот факт является основанием для отмены увольнения, так как моряк в таком случае по умолчанию продолжает трудовые отношения, а трудовой договор будет считаться действующим.

Петр Дзендзелюк уверен: не состоять в профсоюзе – тоже ошибка, ведь только он может защитить интересы работников при возникновении трудового конфликта.

↑ 

Наверх