РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сегодня морское пиратство остается сложной проблемой для международного права, мировой торговли и безопасности моряков. Международная морская организация (ИМО) и другие организации-консультанты в области морской безопасности публикуют различные руководства и рекомендации по борьбе с пиратством, чтобы помочь судоходным компаниям защитить свои суда от пиратской угрозы.
Согласно рекомендациям, действительно важно внимательно следить за окружающей обстановкой или поддерживать радиолокационное наблюдение, когда суда проходят через районы высокого риска, однако приближающиеся небольшие лодки часто можно не заметить. Таким образом, эффективность руководств ИМО во многом зависит от бдительности и внимательности членов экипажа.
Кроме того, уязвимость человеческого организма может привести к ошибкам и упущениям, которые пираты с радостью используют в ущерб экипажу, иногда с трагическими последствиями. В связи с этим возникает неприятный вопрос: а не находится ли судоходная отрасль во власти пиратов и грабителей, орудующих в открытом море, и что еще можно предпринять для улучшения нынешней ситуации, если вообще что-то можно сделать? Моряки, которые сталкивались с пиратскими нападениями, потом часто говорят, что не заметили приближения пиратов. В большинстве случаев пиратов трудно «распознать», особенно когда они маскируются под «рыбаков» и используют для нападения маленькие рыбацкие лодки.
Повышение уровня осведомленности о морской обстановке с помощью искусственного интеллекта
Для предотвращения пиратских атак жизненно важна ситуационная осведомленность, она даёт членам экипажа комплексное представление о происходящем вокруг и способствует своевременному обнаружению и устранению угроз. Способность прогнозировать, отслеживать и фиксировать нападение в режиме реального времени в дальнейшем избавляет от множества проблем, связанных с расследованием инцидента.
Искусственный интеллект (ИИ) позволил поднять на новый уровень возможности, связанные с повышением безопасности на море, оптимизацией бизнес-операций и процессов, планированием рейсов и техническим обслуживанием судов. Искусственный интеллект открывает новые возможности осмысления путём ускоренного генерирования выводов посредством глубокого анализа данных и оперативной передачи важной информации в компетентные органы. Всё это способствует тому, чтобы принимаемые решения были максимально эффективными. Использование систем на основе искусственного интеллекта для создания полностью автоматизированных предупреждений о пиратских атаках может дать морякам немного дополнительного времени, чтобы отреагировать, и, возможно, спасти жизни.
Одна из классификаций ИИ – это поведенческий анализ с целью выявления и распознавания возможных моделей подозрительной деятельности пиратов на основе прошлых инцидентов и совокупной информации. Одних только человеческих ресурсов совершенно недостаточно, чтобы постоянно отслеживать и анализировать каждое движение корабля. Мы теряем бдительность, если устали, мы можем чего-то не заметить в темноте, под дождем или в тумане. Поведенческая аналитика помогает определить типичные черты и модели поведения пиратов, моряки получают важную информацию и заблаговременные предупреждения, что даёт им время на подготовку к ответным действиям и повышает их шансы отразить нападение или отвести угрозу.
Чтобы бороться с морским пиратством, нужно сначала понять, как пираты действуют. Поведенческая аналитика – это новый метод комплексной интерпретации исходных эмпирических данных. Этот метод может значительно улучшить ситуационную осведомленность экипажа за счет детального отслеживания данных и движений в непосредственной близости от судна. Эта информация включает определение количества лодок и судов поблизости, направление их движения и скорость – для выявления различных закономерностей, неизвестной корреляции и прояснения двусмысленной информации.
Разумный подход к борьбе с пиратством с помощью комплексной аналитики
На всех судах, участвующих в региональных и международных морских перевозках, установлены радиолокационные станции (РЛС), подавляющее большинство судов оснащено навигационными РЛС, которые служат основными датчиками для безопасного передвижения по морским коридорам. Навигационные РЛС, в отличие от обзорных РЛС военного назначения, имеют ограниченные возможности, и могут не обнаружить небольшие суда. Образ действия пиратов всего мира характеризует одна общая черта: все они атакуют с помощью лодок, которые трудно обнаружить с помощью навигационной РЛС. Низко сидящие маневренные лодки сливаются с волнами, поэтому обычный радар их не видит: они появляются и исчезают в пользовательском интерфейсе. Поэтому основная защита, как правило, заключается в организации постов наблюдения по всему судну, цель которых – следить за морским пространством вокруг в поисках «подозрительных судов», на которых могут оказаться пираты. Человеческий организм несовершенен и уязвим: мы плохо видим в темноте, в дожде и в тумане, наша бдительность ослабевает, когда мы устаем. Это дает преимущество пиратам. Используя радиолокационную технологию Track-Before-Detect (TBD), которая усиливает значимые сигналы для улавливания каждой мелкой детали в морской среде, эти лодки можно легко обнаружить.
Одной из мер противодействия пиратству является применение усовершенствованной цифровой обработки сигналов и углубленного анализа данных об объектах, обнаруженных РЛС, прежде, чем объявлять их угрозой, что позволяет морякам получить подробный обзор ситуации в режиме реального времени. Знание возможных тактик пиратов и упреждающий сигнал к действию для экипажа, чтобы дать им время подготовиться к нападению – ключ к успеху. Благодаря этой комбинации технологий, перемещения пиратов, включая непосредственную высадку на борт или внезапное изменение направления их передвижений, не останутся незамеченными. Мониторинг и анализ передвижений пиратов позволяет системе сохранять бдительность, одновременно генерируя своевременные и точные предупреждения об угрозах.
Всего за несколько секунд отслеживания и мониторинга поведения можно определить, собирается ли лодка совершить столкновение или приблизиться к судну, и, в конечном итоге, послать предупреждение экипажу. Пираты на лодках, замаскированные под рыбаков и совершающие резкие перемещения на высокой скорости или странные движения вперед и назад, могут «попасть под подозрение». Как только угрозы обнаружены, нужно начинать действовать: помимо увеличения скорости, можно применить несколько мер сдерживания одновременно. Камеры видеонаблюдения, поисковые лучи и акустические устройства дальнего действия –всё это поможет отвратить нападающих и собрать видео доказательства, которые очень пригодятся в дальнейшем, когда настанет очередь правоприменительных мер.
Важность сбора и хранения свидетельств для дальнейшего расследования инцидента и уголовного преследования преступников
В случае попытки захвата судна, удавшейся или нет, видеоматериалы и любые другие свидетельства, собранные о преступниках с помощью записи на «черный ящик», необходимо сохранить и передать соответствующим морским правоохранительным органам для последующего расследования и уголовного преследования. Это важный шаг к сдерживанию пиратства. Помимо свидетельских показаний экипажа, эти видеозаписи и зафиксированные радаром данные о перемещениях пиратского судна несут в себе ценную информацию для следствия.
Как отмечают в Российском профессиональном союзе моряков, международная судоходная отрасль и морская деятельность будут продолжать развиваться экспоненциально. Нет сомнений в том, что новые подходы, прогрессивные и перспективные технологии при разумном применении могут усилить защиту морского сектора и помочь преодолеть глубоко укоренившиеся проблемы, связанные с безопасностью и угрозой пиратства. Благодаря современным достижениям в технологиях наблюдения системы безопасности и мониторинга на море стали как никогда «продвинутыми», они способны эффективно выявлять подозрительную активность в режиме реального времени. Победа в борьбе с пиратами будет на стороне тех, кто будет хорошо подготовлен и решительно настроен.
security4sea.com
Перевод ЦИА РПСМ
Фото: tehnot.com
Наверх