РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Нормы, касающиеся режима рабочего времени и отдыха моряков, систематически нарушаются. К такому выводу пришли ученые из Всемирного морского университета (WMU) в своем докладе «Культура приспособления», работу над которым профинансировал Фонд моряков Международной федерации транспортников. Доктора Рафаэль Баумлер, Иветт де Клерк, Майкл Экоу Мануэль и Лаура Карбальо Пинейро считают, что на судах имеет место практика нарушений правил документального учета рабочего времени, что ставит под сомнение способность существующей нормативной базы предотвращать усталость и смягчать ее последствия.
Эта проблема особенно актуальна сегодня, поскольку из-за связанных с пандемией ограничений многие моряки вынуждены работать намного дольше обычных сроков контрактов и выполнять дополнительные обязанности. Проведенный в рамках исследования анализ показал, что нехватка персонала является основной причиной нарушений, особенно в условиях пиковой нагрузки. Несоответствие рабочей нагрузки и уровня комплектования экипажа указывает на то, что государства флага не только не всегда выполняют свои обязанности, но и не контролируют соблюдение судовладельцами норм комплектования экипажей. Выходит, страх последствий для судов, не прошедших проверку, и нежелание создавать проблемы судоходным компаниям перевешивают обязательства по соблюдению международных правил.
Отсутствие гарантий занятости в сочетании с финансовыми стимулами способствуют созданию ситуации, при которой стремятся не к точному учету, а к подгонке отработанных часов к нормативам. Для моряков единственная цель записи в табеле учета рабочего времени – подтвердить соблюдение норм и избежать задержаний, которые могут грозить судну, если инспекторы обнаружат несоответствие нормам. В таких условиях члены экипажей относятся к требованию фиксировать часы работы и отдыха как к формальности.
В докладе говорится, что «моряки оказались в плену когнитивного диссонанса, при котором отклонения от правил воспринимаются как норма». В редких случаях компании интересуются тем, как обстоят дела на самом деле. Аудиты государств флага ограничиваются проверкой документов, но подлинность записей никого не интересует. Исходя из этого, эксперты поставили под сомнение эффективность Международного кодекса управления безопасностью (МКУБ).
Что касается механизмов обеспечения соблюдения, установленных через контроль со стороны государства порта, инспекторы признали, что редко проверяют соответствие записей реальному положению дел. Еще одним поводом для беспокойства является тот факт, что участники исследования, в число которых входили представители международных и региональных морских организаций, судоходной отрасли и профсоюзов моряков, а также сами моряки, убеждены, что любые записи аналогичным образом могут «корректироваться».
Чтобы изменить ситуацию, авторы доклада предлагают в первую очередь начать работу в трех основных направлениях. Во-первых, необходимо взаимодействовать по модели, основанной на исследованиях, для определения уровня безопасного комплектования экипажей для всех условий эксплуатации судна. Во-вторых, требуется провести анализ эффективности МКУБ, и, наконец, решить проблемы «хронического» недоверия между береговым персоналом и экипажами судов с учетом отсутствия положений о гарантии занятости во многих рабочих контрактах моряков.
Выводы исследования показывают, что система хорошо выглядит на бумаге, но на самом деле скрывает негласный сговор, который в конечном итоге отрицательно сказывается на эффективности международных конвенций. Похоже, что все заинтересованные стороны осведомлены о проблемах, но не имеют полномочий или желания устранять их первопричины.
По словам доктора Клеопатры Думбия-Генри, президента WMU, моряки имеют право на защиту, установленную международными морскими конвенциями и, в частности, Конвенцией о труде в морском судоходстве, а также ПДНВ.
– Хорошо известно, что усталость отрицательно сказывается на здоровье и самочувствии, а также увеличивает риск несчастных случаев на море, – говорит она. – Этот отчет является тревожным сигналом для регулирующих органов, участников отрасли и самих моряков. Система имеет изъяны с точки зрения практического применения и требует серьезной доработки.
Дэйв Хейндел, председатель Фонда моряков Международной федерации транспортников, прокомментировал: «Результаты исследоввния – поразительные. Теперь задача государств флага, государств портов, отрасли и профсоюзов – объединиться на благо моряков, чтобы способствовать изменениям в практике учета рабочего времени и отдыха на судах и восстановить доверие к международным морским правилам».
– Действительно, при посещении судов инспекторы труда Российского профсоюза моряков обнаруживают расхождения, касающиеся реального и записанного в ведомостях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей, – отмечают в РПСМ. – И это очень серьезная проблема, ведь она лежит в поле безопасности людей, судна, груза и окружающей среды. Мировая практика свидетельствует о том, что примерно 80% всех аварий на флоте обусловлены человеческим фактором. При этом их основной причиной является переутомление. Вот почему так важно, чтобы режим работы и отдыха на судах регулировался и самое главное – соблюдался не для галочки.
Источник: Splash247.com
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх