30.11.2020

Как Россия обосновывалась в Антарктиде

30 ноября – знаменательная дата для всех российских полярников, географов и исследователей. Именно в этот день ровно 65 лет назад в 1955 году состоялся старт первой комплексной антарктической экспедиции из Калининграда. Этот момент можно считать началом постоянного присутствия России в Антарктике и полномасштабного научного изучения шестого континента, открытие которого двести лет назад было совершено русскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым.

Экспедиция, по сути, была частью подготовки к ΙΙΙ Международному геофизическому году (условный период, в течение которого разными странами проводились согласованные геофизические исследования по единой программе и методике), который был запланирован на 1957–1958 годы. В исследованиях по его Программе принимало участие около 50 стран, при этом Антарктиде уделялось особое внимание. Так, осенью 1954 года вышло постановление Специального комитета Международного геофизического года, в котором говорилось: «Антарктида является наиболее важной частью земного шара для проведения интенсивных исследовательских работ в период Международного геофизического года».

Советский Союз в его рамках запланировал большую программу. Океанографические исследования, то есть ее морскую часть, планировалось проводить с 1955 г. по 1959 г. Они включали в себя такие области, как метеорология, актинометрия, аэрология, гидрология, гидрохимия, гидробиология, морская геология. При этом центральное место в планах занимало исследование материка Антарктиды. В том числе на нем собирались создать три основных научных станции – «Мирный», «Восток», «Комсомольская», а также базу «Советская». Доставить необходимые грузы, ученых и провести исследования Мирового океана должны были первая (1955–1957 г.), вторая (1956–1958 гг.) и третья Комплексная антарктическая экспедиция (1957 – 1959). Флагманским экспедиционным судном первой был выбран дизель-электроход «Обь» Мурманского морского пароходства, который переоборудовали под научно-исследовательское судно летом 1955 года на Рижском судостроительном заводе.

30 ноября 1955 года в 17:00 он отошел от причала Калининградского морского порта и взял курс на Антарктиду. Капитаном «Оби» был известный Иван Александрович Ман (обучался в ЛМТ), его дублером – Андрей Федорович Пинежанинов (выпускник АМУ). На борту находился научный состав первой Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР во главе с начальником экспедиции, доктором географических наук, Героем Советского Союза М. М. Сомовым. В трюмах судна был груз для строительства и оборудования материковой станции.

Уже в 12 часов дня по судовому времени 5 января 1967 года (по московскому времени – в 11:00, а по местному – 16:00) «Обь» подошла к берегам Антарктиды, а затем пришвартовалась правым бортом к припаю Угла Соединения (координаты 66º29' ю. ш., 94º48' в. д.).

День тогда стоял ослепительно ясный – голубое небо, солнце, температура воздуха чуть выше 0º. Экипаж «Оби» начал выгрузку авиационной техники на припайный лед. Однако уже к полудню 6 января начался шторм, шел густой мокрый снег, и справа от кормы судна оторвался кусок припая с частью выгруженного груза. Неимоверными усилиями экипажу удалось поднять выгруженный груз обратно на борт. К счастью, к утру 7 января штормовой ветер стих. 8 января выгрузили ящики с частями самолета Ан-2 и собрали самолет на льду. А вечером 9 января опять задул сильный ветер. Решено было искать новое место для постройки станции. С самолета 13 января была найдена удобная площадка для создания станции на побережье моря Дейвиса: она представляла собой четыре скалистых выхода коренных пород, два из которых имели размеры по 450x150 м и два 200x100 м. За выходом коренных пород располагалась достаточно широкая полоса моренных отложений. Району высадки экспедиции присвоили название «Берег Правды» (66°00' ю. ш., 93°00' в. д.).

13 января в 21:30 «Обь» отошла от берега и направилась к выбранному месту постройки станции, а уже 15 числа началась выгрузка экспедиционных грузов на ледяной барьер Берега Правды в районе о. Хасуэлла. 20 января сюда подошло второе судно экспедиции – дизель-электроход «Лена» под руководством капитана А. И. Ветрова. Экипажи дизель-электроходов и члены экспедиции продолжили выгрузку грузов и начали строительство первой материковой станции СССР в Антарктиде. Им все время мешали штормовые ветра, которые неоднократно разрушали припай и ледовые дороги, постоянно угрожали безопасности судов. Не раз приходилось менять места стоянок.

19 января наконец началось строительство береговой базы на выбранной площадке. В первую очередь начали сборку зданий передающей и приемной радиостанций и кают-компании. На окраине поселка устроили две взлетно-посадочные полосы и самолетную стоянку. Уже 13 февраля 1956 года над первой советской научной станцией в Антарктиде был поднят советский флаг. Она получила имя «Мирный» – в честь корабля экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.  Ранее, 11 февраля, уже были начаты метеорологические наблюдения на еще строящейся станции, еще раньше стартовали исследования с помощью самолетов и аэрофотосъемки.

Закончив 29 февраля выгрузку, «Обь» ушла на океанографические работы. Штурманы судна и гидрографы экспедиции не теряли времени даром и провели комплексные исследования в прибрежных антарктических водах и на океанографических разрезах – от островов Баллени до Новой Зеландии, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива. Затем «Обь» вернулась на родину.

Наконец, 17 марта члены экспедиции и члены экипажа «Лены» с огромным напряжением сил закончили основное строительство станции. Вскоре д/э «Лена» ушел, оставив на берегу 92-х первых советских зимовщиков. Работа на станции кипела: уже 2 апреля из «Мирного» вышел первый санно-тракторный поезд, который, пройдя 375 км, 4 мая достиг своей цели. На высоте 2700 м над уровнем моря была открыта первая в Антарктиде внутриконтинентальная станция «Пионерская». Штурманом санно-тракторного поезда был Генрих Александрович Голубев, выпускник ВАМУ им. адм. С. О. Макарова 1950 г.

Так началось исследование Антарктиды Советским Союзом, которое продолжается до сих пор, часто усилиями выпускников Макаровки.

– Этот год в России был объявлен Годом Антарктиды в связи с 200-летием со дня открытия шестого континента российскими мореплавателями Беллинсгаузеном и Лазаревым, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – Однако 65-летие со дня начала 1-ой Комплексной экспедиции – еще одно событие, достойное внимания и памяти. Такие даты заставляют гордиться историей своей страны и своей профессией, ведь ни одна экспедиция не обходится без опытного капитана и экипажа.


По материалам gumrf.ru и rgo.ru

↑ 

Наверх