РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Правительство Российской Федерации утвердило постановление «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации». По мнению министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, этот документ открывает возможности для широкого применения автономных судов под флагом России для апробирования на практике систем и процессов автоматического и дистанционного судовождения. Глава Минпромторга также подчеркнул, что Россия – первая в страна в мире, разработавшая национальное законодательство для эксплуатации безэкипажных судов.
На сегодняшний день в рамках проекта Минпромторг и Российский морской регистр судоходства выполнили две важные задачи: так, Министерство промышленности разработало и внесло в Правительство РФ федеральный закон в части правоотношений, возникающих при использовании автономных судов, а РМСР – документы по их классификации.
Целью проекта является создание правовых и технических условий для массового применения автономных судов. По словам Дениса Мантурова, здесь решаются три блока задач. В первую очередь – разработка правовой базы, что подразумевает законодательные изменения для помещения самого понятия «автономное судоходство» в российское правовое поле и устранения правовых коллизий в существующих законодательных актах, в том числе Кодексе торгового мореплавания – в частности, трансформации понятий «экипаж», «ответственность капитана» и «роль судовладельца». Также речь идет о создании типового набора технических систем, позволяющего модернизировать до автономного любое существующее судно, и отработка этих технических средств на различных судах в реальных условиях их регулярной коммерческой работы.
– Сейчас проведение испытаний в реальных условиях проходит под непрерывным контролем судоходных компаний и экипажа на борту. Также создаваемые системы должны выполнять функции в четком соответствии с требованиями, которые предусмотрены международными конвенциями. Это позволит обеспечить не только их предсказуемость и безопасность, но и дальнейшее использование систем в ходе национального эксперимента в рамках существующего международного регулирования, не требуя его изменений, – добавил глава ведомства.
Экспериментальный проект БЭС-КФ по внедрению искусственного интеллекта проходит на нескольких торговых судах – танкере «Михаил Ульянов» компании СКФ и сухогрузе «Pola Anfisa» – Pola Rise, а также на судах Росморпорта – грунтоотвозной барже «Рабочая» в связке с земснарядом «Редут». В последнем испытывается караванное управление, то есть контроль и управление баржей с головного судна каравана судов, в данном случае – земснаряда «Редут».
Как сообщалось ранее, до конца текущего года ожидается завершение подготовительных работ, и с 2021 года автоматизация торговых судов должна стать доступна для всех компаний. Таким образом, по замыслу авторов проекта, судовладельцы смогут сэкономить более 30% финансовых ресурсов, а, например, самыми обширными статьями трат всегда считались расходы на зарплату экипажу и репатриацию.
В Российском профсоюзе моряков уверены, что сейчас наступает время, когда формируется новое лицо индустрии, что, несомненно, повлияет на работу экипажей. Однако в РПСМ считают, что профессия моряка вряд ли исчезнет, скорее – трансформируется: специалисты по-прежнему будут нужны для обслуживания автономной инфраструктуры, а значит, компании вряд ли смогут сэкономить на зарплатах моряков, и даже, возможно, – платить за работу специалиста, знающего торговое судоходство изнутри и имеющего компетенции в автономном судоходстве, придется на порядок больше.
По материалам minpromtorg.gov.ru
Наверх