РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Комитет экспертов Международной организации труда (МОТ) направил решительный сигнал правительствам о том, что они не выполнили свою обязанность заботиться о моряках в соответствии с международным правом во время пандемии COVID-19.
В своем первом постановлении такого рода комитет, куда входит 20 выдающихся юристов, пришел к выводу, что правительства не смогли должным образом защитить минимальные стандарты прав моряков, изложенные в международном праве в соответствии с Конвенцией о труде в морском судоходстве 2006 года. Речь идет о нарушении таких основных прав, как доступ к медицинскому обслуживанию, репатриация, ежегодный отпуск и сход на берег.
К такому выводу МОТ пришла, основываясь на материалах, представленных Международной федерацией транспортников (МФТ) и Международной палатой судоходства (МПС). С полным выводом комитета экспертов МОТ, который направляется национальным правительствам, можно ознакомиться здесь.
Со своей стороны генеральный секретарь МФТ Стивен Коттон и генеральный секретарь ICS Гай Платтен выступили с совместным заявлением. В нем говорится:
«В течение нескольких месяцев мы просили правительства решить проблему смены экипажа, теперь мы говорим, что они должны действовать, чтобы помочь сотням тысяч моряков, все еще находящихся на борту судов из-за незаконных действий государств-членов».
«В постановлении четко указано, что как с юридической, так и с моральной точки зрения неправильно ожидать и дальше, что моряки, лишенные основных прав, будут работать бесконечно, снабжая мир продовольствием, медикаментами и жизненно важными товарами. Решение МОТ – историческое решение, оно является четким выражением того, что профсоюзы моряков и судовладельцы говорят в течение последних девяти месяцев».
«Постановление четко показывает, что все правительства должны следовать международному праву и срочно признать моряков ключевыми работниками, которые могут пользоваться своими основными правами: сходить на берег для получения медицинской помощи, добираться до аэропорта, чтобы улететь домой, когда их контракты закончатся. Это также означает, что сменные экипажи могут пересечь границу страны, чтобы подняться на борт ожидающим их судов, не вступая в борьбу с массой бюрократии. На сегодняшний день только 46 стран признали моряков ключевыми работниками, что просто недостаточно».
«Мы приветствуем вмешательство комитета экспертов МОТ изложением того, как правительства не выполнили свои обязательства. Комитет недвусмысленно критикует отсутствие необходимого сотрудничества со стороны правительств. Он критикует государства за то, что они позволяют ситуации сохраняться так долго. Но это также объясняет, как вместе мы можем все исправить. Это одно из самых прямых и эффективных наблюдений экспертов, которые мы видели. В очередной раз была разработана дорожная карта, как разрешить этот гуманитарный кризис и вернуться к нормально функционирующей системе смены экипажей, на которую могут положиться мировые цепочки поставок. Правительства должны приступить к реализации этой дорожной карты и срочно определить приоритетность моряков в качестве ключевых работников для вакцинации от COVID-19, чтобы четко продемонстрировать соблюдение всех необходимых требований.
Напомним, национальные ограничения на поездки, введенные из-за пандемии Covid-19, несправедливо повлияли на 400 000 моряков, которые не могут вернуться домой или смениться. Сроки контрактов многих сильно превышены, другие не могут дождаться, когда у них будет работа.
Нынешняя ситуация ставит под угрозу безопасность и психическое благополучие моряков, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – В то время как сохраняющаяся невозможность ротации членов экипажей в обычном режиме создает серьезную угрозу сохранности цепочки поставок, моряки продолжают доставлять жизненно важные грузы по всему миру.
Наверх