15.01.2021

Беспрецедентный рост похищений моряков в Гвинейском заливе

Международное  морское  бюро Международной торговой палаты (IMB  ICC) отмечает рост числа случаев пиратства и вооруженного разбоя в 2020 году.
В 2020 году Центр отчетности IMB о пиратстве (PRC) зафиксировал 195 случаев пиратства и вооруженного разбоя против судов по всему миру по сравнению с 162 в 2019 году. Инциденты включали в себя три захвата судов, 11 обстрелов, 20 попыток нападения и 161 случай, когда бандитам удавалось подняться на борт. Такие повышенные показатели являются следствием роста  пиратства и вооруженного разбоя в Гвинейском заливе и Сингапурском проливе. 

В Гвинейском заливе участились инциденты
Во всем мире в 2020 году со своих судов были похищены 135 моряков, причем более 95% случаев приходится на Гвинейский залив. Рекордное число – 130 членов экипажа были похищены в результате 22 отдельных инцидентов.  Отмечается, что с 2019 года в Гвинейском заливе наблюдается беспрецедентный рост числа многочисленных похищений членов экипажа. Только в последнем квартале 2019 года здесь  зафиксировано похищение 39 членов экипажа в ходе двух отдельных нападений.

Инциденты в Гвинейском заливе особенно опасны: согласно последним данным IMB, более 80% нападавших были вооружены . Все три захвата судов и девять из 11 судов, обстрелянных в 2020 году, имели отношение к этому региону. Похищения членов экипажа были зарегистрированы в 25% случаях нападений в Гвинейском заливе – это больше, чем в любом другом регионе мира.

Похищенных моряков  бандиты, как правило, держат в на берегу до тех пор, пока не пройдут переговоры об условиях  освобождения. Самое дальнее расстояние, когда с борта сняли членов экипажа , произошел почти в 200 морских милях от берега в 2020 году произошло, обычно моряков похищают  с судов, находящихся  в 60-мильной зоне и более.

Рост числа случаев похищения людей в отдалении от береговой линии свидетельствует о росте возможностей пиратов в Гвинейском заливе. Учитывая эти события, IMB  советует судам в регионе всегда оставаться на расстоянии не менее 250 миль от берега или  находиться на безопасной  якорной стоянке до тех пор, пока судно не сможет пройти транзитом к грузовому причалу для выгрузки-погрузки.

«Последние статистические данные подтверждают возросшие возможности пиратов в Гвинейском заливе, причем все больше нападений происходит все дальше от  берега. Эта тревожная тенденция может быть устранена только путем расширения обмена информацией и координации между судами, органами отчетности и реагирования в районе Гвинейского залива. Несмотря на оперативные действия военно-морских сил в регионе, сохраняется настоятельная необходимость борьбы с этим видом преступности, которое продолжает оказывать прямое влияение на безопасность ни в чем не повинных моряков», –  заявил Майкл Хаулетт, директор Международного морского бюро ICC. 

Сингапурский пролив
Рост числа инцидентов с судами, находящимися в Сингапурском проливе, продолжается с  4 квартала 2019 года. В 2020 году здесь было зарегистрировано 23 инцидента. Суда были взяты на абордаж в 22 из 23 случаев. Хотя это считается низким уровнем – нападения  нацелены в основном на кражу с судов, с применением угрозы оружием – и, как правило, происходят в темное время суток, один моряк был ранен, другой взят в заложники,  двум угрожали во время этих инцидентов. По меньшей мере,  в 14 случаях были зафиксированы ножевые ранения. 

Индонезия
Уровень вооруженных  ограблений в  Индонезии по-прежнему остается низким: 26 сообщенных случаев в 2020 году по сравнению с 25 в 2019 году. Нападения происходят, как правило, на якорной стоянке или у портового причала.  В прошлом году два члена экипажа были взяты в заложники,  двум морякам бандиты угрожали расправой.  Такой низкий уровень преступности связывают с непрекращающимися усилиями индонезийской морской полиции, направленными на поддержанию безопасности. 

Сомали
В 2020 году здесь не зарегистрировано ни одного случая пиратства и вооруженного разбоя, однако IMB  предупреждает, что сомалийские пираты по-прежнему  очень опасны и обладают потенциалом для совершения нападений в водах Сомали и Индийском океане. В частности, в докладе IMB говорится о необходимости  капитанам  и экипажам « сохранять бдительность и осторожность при прохождении этих вод». 

Центр сообщений о пиратстве IMB
С момента основания в 1991 году IMB PRC остается единым центром, куда  24 часа в сутки стекается вся информация о случаях пиратства и вооруженного разбоя на море. Их оперативная пересылка отчетов,  связь со службами реагирования, вещание на суда через Глобальную морскую систему связи при бедствии (ГМССБ), электронные оповещения – все это предоставляется бесплатно, помогает противодействовать пиратству и вооруженному разбою,  обеспечивать безопасность моряков во всем мире.

IMB призывает всех капитанов и владельцев судов сообщать обо всех фактических покушениях и подозрениях на глобальное пиратство и вооруженный грабеж. Этот первый шаг в цепочке реагирования имеет жизненно важное значение для обеспечения того, чтобы власти выделяли адекватные ресурсы для борьбы с пиратством. Прозрачная статистика независимой, неполитической международной организации может послужить катализатором для достижения этой цели.

Как отмечают в Российском профессиональном союзе моряков, крайне важно оперативно и подробно сообщать обо всех инцидентах, связанных с пиратством и грабежом на море. Только так можно понять и выработать меры, которые помогут сделать и так тяжелый труд моряка более безопасным.

↑ 

Наверх