19.01.2021

Пандемия помогает судовладельцам избегать взаимодействия с профсоюзами

Во время пандемии моряки оказались в тяжелой ситуации – проблемы возникают не только со сменой, но и с простым увольнением на берег и даже доступом к медицинской помощи. В разных портах России ситуация тоже складывается неоднородно.

Так, по словам председателя Черноморско-Азовской территориальной организации (ЧАТО РПСМ) Алексея Белякова, в порту Новороссийск  смена иностранных моряков  возможна только для граждан РФ. Инспектор Международной федерации транспортников в Новороссийске Ольга Ананьина (МФТ) рассказала, что  также возникают сложности с вызовом врачей на борт для помощи членам экипажей.

При этом требования о соблюдении каких-то карантинных мероприятий  после рейса или перед ним к российским морякам не предъявляются. Если у моряка на борту или при перемещении на судно и с него обнаружились симптомы Covid- 19, соответствующее лечение проводится в медицинских учреждениях.

Однако некоторые судовладельцы могут применять собственные требования к экипажам при смене: как рассказала инспектор МФТ в Новороссийске, к примеру, компании требуют,  чтобы сменщики 2 дня жили в отеле, а потом их по двое отвозили к пограничному контролю. Кроме того, для моряков обязательна сдача тестов на коронавирус как для того, чтобы подняться на борт, так и чтобы списаться. Согласно требованиям Роспотребнадзора каждый гражданин РФ, приезжающий из-за рубежа, должен в течение 3 дней сделать тест и отправить результат на портал «Госуслуги».

В увольнение на берег членов экипажей тоже не пускают в большинстве российских портов. «Статистика такова, что в принципе большая часть стран сегодня закрыта для схода экипажа, –  отметил Беляков. – Хотя моряки утверждают, что такая ситуация сложилась не везде. Например, один старпом рассказал мне, что этим летом экипажу его судна удалось сойти на берег в Техасе, США. В социальных сетях пишут,  что в портах Голландии сход на берег тоже разрешен. То же самое говорят про Южную Америку, однако уровень преступности в стране велик, и я бы не рекомендовал сходить там на берег. Однако в Азии, восточных странах сход на берег запрещен категорически».

Члены экипажей также сталкиваются с тем, что в период пандемии им стало труднее найти работу. Проблема, по словам Белякова, не только в том,  что не везде происходят смены экипажей, но и в том, что время подачи некоторых документов в нашей стране увеличилось: «Приведу пример, связанный с нашей АМП. Чтобы записаться на сдачу документов УЛМ, необходимо занять очередь и ждать 2 месяца. Когда сдать их, наконец, получается, нужно ждать  их выдачи еще две недели. Точно такая же ситуация с дипломами».

Тем временем, по словам председателя Азово-Донской территориальной организации РПСМ (АДТО ) Леонида Глушака, в портах Азов, Ростов-на-Дону, Таганрог смены экипажей идут в штатном режиме. Осуществляется и репатриация иностранцев: в частности, в ноябре в организацию за помощью в списании в Ростове-на-Дону обращались азербайджанские моряки с судна River Rain. После связи с агентом судна и компанией вопрос удалось решить в течение суток. Однако это все-таки не очень частая практика: таких случаев за время пандемии наберется немного.

В Мурманске и области сегодня, по словам председателя Арктической региональной организации РПСМ Петра Клиндухова, смена экипажа осуществляется при наличии у прибывших справки о проведении теста методом ПЦР с отрицательным результатом либо о проведении лабораторного исследования на выявление наличия антител (IgG) на Covid-19 с положительным результатом. Результаты должны быть получены не ранее, чем за три дня до их прибытия на судно.

При этом организациям, осуществляющим смену экипажей морских судов, письменно нужно согласовывать прибытие таких работников на территорию области с Рабочей группой Межведомственного оперативного штаба не менее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты прибытия работников с указанием даты, места прибытия, количества работников, из какого страны прибывают, маршрута следования, способа и порядка доставки работников, места их пребывания на территории области.

По словам Клиндухова, в организацию уже несколько месяцев назад поступали  жалобы  от моряков по поводу невозможности сойти на берег.  Он рассказал, что многое в этом вопросе зависит от внутренних распоряжений собственников причалов.

Все эти порты объединяет то, что инспекторам профсоюза очень трудно  зайти на борт теплохода. Как отмечает Ольга Ананьина, чаще всего это не связано с запретами порта, а имеет отношение к распоряжениям судовладельцев. Из соображений безопасности экипажей они часто запрещают команде пускать на судно представителей профсоюза. В то время, как часть из них может делать это из лучших побуждений, это также является хорошим прикрытием для безответственных работодателей, которые теперь без проблем и каких-либо последствий могут избегать взаимодействия с профсоюзами.

Вот что рассказал Леонид Глушак о ситуации в портах Азовского моря: «Инспекторам разрешается подниматься на судно только при определенных  условиях. Например, по жалобе моряков или если есть угроза их жизни и безопасности. Плановые проверки сейчас запрещены».

Такое положение дел, конечно, затрудняет помощь морякам и работу профсоюза и мешает вовремя распознать, есть ли на судне серьезные проблемы.

↑ 

Наверх