11.02.2021

Моряки под прицелом: пиратство, похищения, невозможность репатриации

Работа в море считается одной из самых тяжелых и эмоционально напряженных профессий в транспортной отрасли. Закончившееся смертью моряка  нападение пиратов, которое произошло 23 января  у западного побережья Африки – лишь очередное тому напоминание.

23 января  в Гвинейском заливе пираты высадились на борт турецкого  контейнеровоза Mozart. Экипаж укрылся в цитадели, специально отведенном для этого безопасном помещении. Согласно сообщениям, нападавшие применили взрывчатку. Жертвой пиратов стал один член экипажа, 15 остальных бандиты  взяли в заложники.

В 2009–2011 годах, во время расцвета  современного морского пиратства, суда в основном  подвергались нападениям в Аденском заливе у побережья Сомали в Восточной Африке. Сомалийские пираты захватывали суда и экипажи с целью выкупа. Судовладельцы  сбрасывали им наличные –  выкуп за освобождение – с вертолётов.

Сейчас у берегов Сомали практически не бывает нападений благодаря присутствию хорошо вооруженной охраны  и военному вмешательству в регионе. Теперь беззаконие сконцентрировалось в водах Нигерии и Юго-Восточной Азии. Нигерийцы не угоняют суда, как это делали сомалийские пираты. Они похищают моряков с целью выкупа, орудуют они в основном в Дельте Нигера.

По данным Международного морского бюро (IMB), в 2020 году во всем мире было совершено 195 нападений или попыток нападений на суда, что на 13% больше, чем в прошлом году. В прошлом году было похищено 153 члена экипажа – все, кроме пяти, в Гвинейском заливе. «С 2019 года в Гвинейском заливе произошел беспрецедентный рост числа групповых похищений членов экипажа», – заявили в IMB.

«Совершенно недопустимо, чтобы в 21 веке моряки не могли спокойно выполнять свою работу, не думая об опасности  пиратских нападений. Риск пиратства достиг такого уровня, когда необходимо задействовать мощный военный потенциал», – подчеркнул Аслак Росс (Aslak Ross), руководитель отдела морских стандартов компании Maersk, в заявлении, направленном в адрес American Shipper.

Страх быть похищенными пиратами добавился к страхам, связанным с COVID
Моряки не управляют маршрутом судна, на котором работают. Если их судно должно пройти через Гвинейский залив, у них нет иного выбора, кроме как принять риск быть похищенными пиратами.

По словам Кристиана Айерста (Christian Ayerst), генерального директора компании Mental Health Support Solutions, которая оказывает психологическую  поддержку морякам, жестокое нападение на контейнеровоз Mozart  усилило опасения и страхи моряков, особенно тех, кто работает в пиратоопасных регионах.

Усилившаяся угроза пиратских похищений и связанные с этим страхи моряков наложились на и  без того серьезное беспокойство по поводу ситуации с COVID. Пандемия  чрезвычайно затруднила процесс смены экипажа. Международные трудовые конвенции требуют, чтобы непрерывный срок работы моряка на борту не превышал одного года, но из-за введенных по всему миру  ограничений на передвижения это ограничение временно было снято. В итоге не менее  400 000 членов экипажа были вынуждены работать сверх контракта. Ограничения на поездки ослабили во второй половине прошлого года, но снова ужесточили в 2021 году.

Осуществлять смену экипажей стало ещё труднее
«Распространение новых штаммов  COVID-19 в Бразилии, Южной Африке и Великобритании способствовало  ужесточению ограничений на смену экипажа во всем мире», – предупредила Международная палата судоходства (ICS) ещё две недели назад. «Моряки серьезно пострадали от кризиса смены  экипажа, некоторые из них вот-вот  «отметят» два года на борту. И есть совершенно реальная вероятность того, что при новых ограничениях число таких моряков будет быстро увеличиваться, а не уменьшаться», – заявили в  ICS.

«Мы являемся свидетелями гуманитарного кризиса на море», – признал  Джереми Никсон, генеральный директор контейнерной линии Ocean Network Express (ONE). «Моряки стали заложниками ситуации и не могут покинуть свои суда».

Поздно вечером в понедельник, 25 января, более 300 компаний и организаций заявили о поддержке Декларации  Нептуна, которая представляет собой  список мер, призванных ускорить смену экипажа. Среди тех, кто подписал документ, такие компании как  Maersk, ONE, Euronav, BP, BW, Cargill, COSCO, MISC Group, NYK, Rio Tinto, Shell,  Trafigura, Unilever и Vale.

Экипаж застрял на полгода у берегов Китая

Ограничения на передвижения из-за  COVID и нигерийские похитители – не единственное, что может заставить экипаж оказаться в заложниках.

Дипломатический конфликт между Австралией и Китаем – еще одна причина и еще одна угроза психическому здоровью моряков. Китай с прошлого года запретил импорт в страну австралийского угля. В результате не у дел оказались около 70 груженых углём  балкеров, многие из которых до сих пор стоят  на якоре у побережья Северного Китая.

В Международной федерации транспортников так описывают бедственное положение, в котором оказались моряки этих брошенных на произвол судов со слов одного из членов экипажа: «Один из парней пытался покончить жизнь самоубийством. Это ужасно. Мы все напуганы». Другой член экипажа добавил: «Большинство ребят ... не выходят из своих кают, и все они думают о худшем из возможных вариантов».

Компания Braemar ACM Shipbroking сообщила, что китайские власти «сигнализируют о том, что запрет останется в силе в обозримом будущем».  66 балкеров по-прежнему стоят на якоре, что на девять судов меньше, чем неделей раньше.

Моряки, попавшие в эпицентр конфликта между Китаем и Австралией, возмутительно долго находятся в отчаянном положении. По данным Braemar ACM Shipbroking, эти суда в среднем стоят на якоре уже на протяжении шести месяцев.

По материалам freightwaves.com
Перевод ЦИА РПСМ
Фото: energyvoice.com


↑ 

Наверх