РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Участники Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений одобрили изменения, предлагаемые законопроектом «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ходе прошедшего 29 января заседания РТК, где присутствовали в том числе представители Российского профсоюза моряков.
Отметим, что на сегодняшний день второе предложение пункта 1 статьи 7, в которое планируется внести изменения, в ФЗ сформулировано так: «Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций)». Новым законопроектом предлагается исключить содержащееся в нем требование о непротиворечии уставов объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов уставам соответствующих объединений (ассоциаций) профсоюзов.
Помимо этого в отдельный пункт предлагается внести норму о возможности включить в Уставы общероссийских, межрегиональных объединений (ассоциаций) профсоюзов положения о непротиворечии их уставам положений уставов территориальных, межрегиональных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, входящих в состав соответствующих общероссийских, межрегиональных объединений (ассоциаций) профсоюзов.
Отметим, что законопроект был разработан для реализации постановления Конституционного Суда РФ от 27.10.2020 № 44-П, в котором КС отметил, что эта норма допускает необоснованное вмешательство государства в деятельность профсоюзов, а также ограничение права на объединение и свободы деятельности общественных объединений. Поэтому суд предписал внести в закон изменения.
На заседании РТК законопроект рассматривали в доработанной редакции, появившейся после предварительного обсуждения в рабочей группе РТК. Предыдущей версией предлагалось полностью исключить второе предложение пункта 1 статьи 7 Закона о профсоюзах. Предусматривались и другие изменения требований к содержанию уставов профсоюзов: например, предлагалось заменить имеющиеся формулировки пунктов 2 и 3 статьи 7 Закона о профсоюзах о том, что уставы должны предусматривать «другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза» на предлагаемую норму пункта 4 этой же статьи 7 о том, что «устав профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам».
Против этого возразили профсоюзы, в том числе и Федерация профсоюзов работников морского транспорта, в частности, потому, что эти изменения выходили за пределы постановления КС РФ. Новая редакция, где были учтены замечания, членов РТК удовлетворила, и они согласились с проектом ФЗ.
Также на заседании обсуждался доклад о результатах проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой, и предложениях о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с работой.
Эксперимент, цель которого – определить и создать условия для использования в сфере трудовых отношений электронных документов, а также подготовить предложения о внесении соответствующих изменений в законодательство, проводится с мая 2020 года по 31 марта 2021 года. В его рамках отдельным работодателям, в основном крупным предприятиям, предоставили возможность формировать и вести документацию, предусмотренную трудовым законодательством, только в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Для этого они могли либо использовать собственные информационные системы, либо информационно-аналитическую систему «Работа в России». По итогам эксперимента планируется ввести в ТК РФ возможность вести электронный документооборот в трудовых отношениях, а также изменить закон об архивном деле в части электронного хранения документов.
Работодатели рассказали о проблемах, возникших в ходе эксперимента: например, они отметили отсутствие единых требований к формату электронных кадровых документов, применяемых во взаимодействии с государственными информационными системами, а также подхода и правил хранения электронных кадровых документов, трудности с обеспечением юридической силы электронного документооборота после срока истечения действия сертификата ключа проверки электронной подписи, а также технические проблемы и недостаточность функционала подсистемы ЭКД портала «Работа в России». Минтруд пообещал усовершенствовать нормативное регулирование и развитие подсистемы ЭКД «Работа в России».
Свои сомнения по поводу законопроекта высказала профсоюзная сторона РТК, отметив, что в эксперименте участвует относительно небольшое число работодателей, в связи с чем решение о скором предоставлении всем права на электронный кадровый документооборот может быть излишне поспешным. Так, всего до ноября 2020 года в эксперименте участвовало 178 предприятий, а с 1 декабря 2020 года – 381. Общее число сотрудников организаций, представивших отчеты о результатах эксперимента, составило 932 635 человек, из них в эксперименте непосредственно принимали участие только 124 306 человек, или 13,7%. Поэтому профсоюзы предложили продлить эксперимент до конца 2021 года. Против возразила сторона работодателя, и в конце концов эксперимент решили проводить до 31 июля 2020 года.
В протоколе РТК была отдельно отражена позиция профсоюзной стороны, которая обратила внимание на то, что предварительный доклад не содержит сведений, каким образом в системе электронного кадрового документооборота обеспечивается обязательное участие выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии кадровых решений согласно трудовому законодательству. Также профсоюзы подчеркнули, что профсоюзные организации из коллективного субъекта трудовых отношений переводятся на уровень «сторонних организаций», а их данное законодательством право (и одновременно обязанность) участия в регулировании обозначенных законом аспектов трудовых отношений ставится в зависимость от наличия или отсутствия «соответствующих соглашений». Они также отметили, что считают необходимым все-таки продлить эксперимент до конца текущего года.
В ходе заседания также обсуждался проект постановления Правительства РФ «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году», который предлагал с 1 февраля 2021 года установить коэффициент индексации 1, 049 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных отдельными федеральными законами. Помимо этого речь шла о проекте постановления Правительства РФ «О внесении изменения в перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей». Перечь предложили дополнить рабочими местами медицинских работников, занятых непосредственным оказанием паллиативной медицинской помощи. Члены РТК согласились с проектами постановлений.
Также стороны подвели итоги отдыха детей и их оздоровления в 2020 году, в том числе из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также обсудили ситуацию на рынке труда.
Наверх