РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Благожелательная атмосфера на борту, в которой морякам комфортно и приятно проводить время вместе, имеет большое значение. Однако за счет чего она создается? С целью выяснить факторы, которые стимулируют общение на судне или ему препятствуют, Международная морская благотворительная организация ISWAN в рамках первого этапа проекта «Социальное взаимодействие имеет значение» (Social Interaction Matters, или SIM) провела опрос среди более 900 моряков и других работников торгового флота. Около трети членов экипажей посчитали, что важнее всего – эффективное руководство, или культура взаимодействия, которую создают старшие офицеры. Именно этот ответ стал самым популярным.
Так, например, высказался о своем капитане один из респондентов: «Все дело было в его руководстве. Как только он ушел, вся атмосфера на борту исчезла в одночасье, потому что на его место пришел совершенно другой человек».
Как считают в ISWAN, во многом это связано с иерархическим характером работы в торговом флоте. В связи с этим в организации пришли к выводу: вовлеченность старших офицеров в социальное взаимодействие на борту имеет определяющее значение. Именно комсостав может своим личным примером, действиями и поведением способствовать формированию более спокойной и доверительной обстановки.
– Мы видим примеры позитивного влияния руководителя на атмосферу в коллективе и в ходе второго этапа проекта SIM, который проводится сейчас, – отметили в организации. – В настоящее время мы работаем с рядом судов, которые согласились испытать на практике предложенные нами способы улучшить социальное взаимодействие. Один из капитанов помогал на камбузе готовить новогоднее угощение для своего экипажа, другие принимали участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях, которые были организованы на теплоходе. Кроме непосредственного положительного влияния на атмосферу в коллективе, такое поведение капитанов – пример для младших офицеров, которые перенимают этот опыт и смогут передать его следующим поколениям моряков.
Сегодня, в пандемию Covid-19, сплоченность экипажа особенно важна и может облегчить моральное состояние моряков. Даже в таких тяжелых условиях грамотное руководство способно многое изменить. «За 5 месяцев моего пребывания на борту у нас сложилась потрясающая команда, и наше начальство блестяще справлялось с ситуацией, – рассказал один из участников опроса. – Руководство все время нас подбадривало, организовывало какие-то игры, делилось информацией. Каждый вечер капитан спускался к ужину и рассказывал нам о том, как развивается ситуация. Мы постоянно получали свежие известия и не чувствовали себя брошенными. Когда возникает трудная ситуация, задача руководства – сохранять чувство юмора и стараться прилагать какие-то усилия…».
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что для хорошего руководителя умение мотивировать и находить взаимопонимание с экипажем – это необходимые навыки. Если капитан и старшие офицеры с этим справляются, то коллектив будет дружным, а моряки не будут чувствовать себя одинокими. Однако эти умения редко появляются сами собой, им нужно учиться.
– Чаще всего при подготовке членов командного состава судна навыкам межличностного общения и лидерства отводится совсем немного места, – отметили в ISWAN, – Возможно, стоит пересмотреть этот подход.
По материалам seafarerswelfare.org
Наверх