18.02.2021

У «Седова» хороший характер

Первый спуск на воду барка «Седов» произошел 23 марта, но у него есть и другой день рождения – 14 февраля. Именно в этот день родился Петр Сергеевич Митрофанов – легендарный капитан, сыгравший большую роль в судьбе парусника.

У «Седова» большая история, и побывать на его борту – это уже приключение. Самое крупное в мире учебное парусное судно, гордость русского парусного флота – так с любовью говорят о нем моряки. Сегодня трудно представить, что когда-то барк являлся частью флота немецкого. Именно в Германии, на верфях в Киле, он был спущен на воду в 1921 году, после чего почти два десятилетия носил женское имя – «Магдалена Виннен». В те времена парусник перевозил различные грузы из Европы в Южную Африку и Америку – сахар, кофе, древесину. Потом барк «Седов» стал «Командором Йонсоном» и несколько лет ходил в составе гитлеровского военно-морского флота. Это имя он носил до 2003 года. После войны побежденная Германия отдала парусник Советскому Союзу.

Петр Митрофанов, которому барк обязан своим вторым днем рождения, возвращал его к жизни дважды. Именно он, став капитаном парусника в 1948 году, смог убедить начальство, что «Седов» принесет пользу родине в качестве научно-исследовательского судна. Митрофанов добился ремонта на Кронштадтском заводе, длившегося более четырех лет. Тогда парусное вооружение, стоячий и бегущий такелаж получили свое второе рождение. Благодаря Митрофанову в июне 1952-го «Седов» вышел в первое самостоятельное плавание под флагом ВМФ СССР.

В 1962 году капитана по возрасту уволили из рядов ВМФ в запас в возрасте 47 лет. Перед расставанием команда «Седова» вручила ему памятный адрес. Там, в частности, говорилось: «Если бы корабль умел говорить, он сказал бы огромное спасибо тому, кто вернул ему жизнь. Это сделали Вы. Вы вывели нас на бесконечные морские дороги, научили встречать штормы, владеть парусом и ветром, ходить сквозь густые туманы».

Но судно Петр Сергеевич не бросил. Второй раз он спас его в конце 60-х, когда парусник передали Минрыбхозу. Его сразу же поставили на ремонт, а через два года вывели из действующего флота, и опять пошли разговоры про то, что от него больше вреда, чем пользы, и лучше пустить его на дрова: рыбу на нем ловить нельзя, снабжать траулеры в море – неудобно. Новое возвращение к жизни началось с представления письма в заинтересованное министерство 15 моряков и корабелов в 1968 году. Последней по счету в нем стояла подпись составителя – Петра Сергеевича Митрофанова, главы неформальной послевоенной школы капитанов-парусников страны. Благодаря его усилиям и стараниям поддержавших его энтузиастов, «Седова» удалось вернуть в строй.

Третье рождение парусника произошло в июне 1981 года – в год 60-летия барка. Петру Сергеевичу тогда исполнилось 66 лет, за время ремонта он заболел и получил инвалидность. В общей сложности под его контролем «Седов» находился в течение 33 лет, из которых 16 лет Митрофанов лично командовал судном.

На капитанский мостик после Митрофанова и сменившего его Владимира Тимофеевича Роева ступил Алексей Перевозчиков. При нем «Седов» принял участие в регате «Катти Сарк», совершил первые многомесячные переходы, в том числе посвященные 400-летию основания Архангельска. В 1994 году Перевозчиков согласился принять для аудита технического состояния барка немецких корабелов, которым не терпелось проверить качество металла корпуса. Замерили 1 500 точек. Результат потряс всех – за три четверти века износ составил всего 10%! Благодаря Алексею Борисовичу «Седов» стал выходить в море очень часто – стоять судну у причала без дела он не позволял.

Оставили в истории парусника след и другие капитаны – Виктор Мишенев, Максим Родионов, Виктор Николин. С 2017 года судно ходит под командованием Евгения Ромашкина. До «Седова» он 18 лет отработал на парусном судне «Крузенштерн». Попав на парусник впервые в 1999 году, по собственному признанию, понял, что в отличие от контейнеровозов и газовозов, у таких судов есть душа. Но все-таки самую главную роль в его жизни сыграл Петр Митрофанов.

Добавим, что изначально судно было приписано к Риге, но когда Латвия объявила о независимости, капитан «Седова» привел его в Мурманск, а сегодня он ушел в Калининград. Мурманские власти пытаются его вернуть, однако выйдет ли у них – большой вопрос.

Сегодня на судне каждый год проходят плавпрактику курсанты различных учебных заведений, оно не раз ходило в экспедиции. На борту среди членов экипажа многие годы трудится парусных дел мастер Игорь Евдокимов, отдавший ему более 40 лет жизни. В свое время, когда еще не было теплоходов и весь флот использовал только силу ветра, представители его профессии были в почете, за их труд судовладельцы хорошо платили. Ведь хорошо сшитый парус – это скорость. А скорость – прибыль в бизнесе и победа в бою. «Сказать, что у «Седова» хороший характер – ничего не сказать, – говорит Евдокимов. – Дружелюбный корабль. Он как-то сразу к себе располагает. Потому у нас люди надолго задерживаются». И действительно – в экипаже много моряков, для которых барк уже который десяток лет является родным домом.

По материалам «Мурманского вестника», Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Федерального агентства по рыболовству

↑ 

Наверх