РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В начале февраля информационный ресурс SAFETY4SEA провел форум по результатам ежегодного доклада Международного морского бюро (IMB) о пиратстве, согласно которому его центром сегодня безоговорочно является Гвинейский залив. Так, именно здесь в прошлом году было взято в плен 130 моряков, в то время как на остальной мир пришлось всего пять похищений. Сейчас уже сложно поверить, что еще около десятилетия назад роль самого пиратоопасного региона отводилась совсем другому месту – водам Сомали, где за прошлый год не зафиксировали ни одного случая пиратства и вооруженного разбоя. Во многом ситуацию удалось изменить благодаря операции ATALANTA военно-морских сил Евросоюза, созданной для искоренения угрозы в этих водах. Советник по межведомственному сотрудничеству и судоходству EU NAVFOR ATALANTA лейтенант-коммандер Диего Кановас-Кановас в ходе форума высказал мнение, что используемый подход может служить ориентиром и адаптироваться к любой обстановке в любой части света – в том числе, в Гвинейском заливе.
По его словам, военно-морские силы Евросоюза EU NAVFOR борются с пиратством в Сомали уже более 12 лет и готовы поделиться накопленным опытом. Именно присутствие ВМС в районе Африканского Рога сдерживает угрозу в этих водах. Немаловажно, что в рамках операции военно-морской коалиции удалось выстроить прочные отношения с судоходной отраслью благодаря программе добровольной регистрации (Voluntary Registration Scheme), Форуму по обеспечению общей осведомленности и урегулированию конфликтов (SHADE), платформе обмена информацией Mercury, не говоря об организации конвоев и групповых транзитов.
Несмотря на значительный успех, до конца искоренить пиратскую угрозу в регионе пока не удалось. Поэтому судовладельцам и морякам по-прежнему крайне важно придерживаться руководства «Лучшие практики по борьбе с пиратством» (BMP), в частности – проводить полную оценку рисков при планировании рейса и применять соответствующие меры для защиты теплохода. Чтобы обезопасить членов экипажа и судно, необходимо также зарегистрироваться в системе Центра морской безопасности Африканского рога (MSCHOA), предоставляющего последнюю информацию о ситуации в регионе. Требуется извещать Управление морского транспорта Великобритании (UKMTO) перед входом в зону добровольной регистрации и отчетности.
Отметим, что с 2009 года BMP и содержащиеся в нем рекомендации для торговых и рыболовных судов систематически пересматриваются каждый раз, когда меняется обстановка на море. В частности, в последние несколько лет были опубликованы сразу несколько таких руководств: Международные BMP (Global BMP), BMP для Западной Африки и BMP5 для Красного моря, Аденского залива, Индийского океана и Аравийского моря. Никогда прежде торговое и рыболовное сообщество не имело такого всеобъемлющего набора рекомендаций, которые поддерживаются всеми заинтересованными сторонами, включая EU NAVFOR и другие военно-морские силы.
Тем не менее, как сообщил Диего Кановас-Кановас, соблюдение BMP и предоставление сведений в Центр предупреждения об опасностях в Гвинейском заливе (MDAT-GOG) находятся не на должном уровне. В связи с этим достаточно большое количество судов, проходящих транзитом через этот регион, остаются не охваченными системой предупреждений.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что в последнее время проблема пиратства в Гвинейском заливе обсуждается в отрасли с особой серьезностью. Причина – не только в том, что на эти воды приходится больше всего похищений, но и в том, что пираты ведут себя все более смело и агрессивно. Так, в результате январского нападения на судно Mozart один из членов экипажа был убит. Во многом в связи с этим Международная морская организация (ИМО) решила создать рабочую группу по морской безопасности, в рамках которой страны-члены ИМО и международных организации смогут обсудить возможные совместные действия, которые позволят решить проблему. Также Евросоюз разработал новый проект по защите торгового судоходства в Гвинейском заливе, подразумевающий скоординированное морское присутствие в регионе. Его поддержала Ассоциация европейских судовладельцев (ECSA). Похоже, что в отрасли решили серьезно взяться за искоренение проблемы, и есть основания надеяться, что совместные действия помогут снизить уровень угрозы в водах Западной Африки. Однако, как показывает опыт EU NAVFOR, ключевую роль в борьбе с пиратством могут сыграть именно военно-морские силы.
По материалам eunavfor.eu
Наверх