РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Сегодня, 26 февраля, исполняется 113 лет со дня рождения Анны Ивановны Щетининой, первой в мире женщины-капитана дальнего плавания, Героя Социалистического труда, выпускницы Владивостокского морского техникума, доцента, а затем и начальника кафедры «Управление судном» ДВВИМУ им. адм. Г. И. Невельского. Она доказала, что женщинам есть место в судоходной отрасли, проложив путь для всех современных последовательниц. Ее имя известно во всем мире, а для Владивостока, с которым была связана большая часть ее жизни, до сих пор остается легендой.
Анна Щетинина прожила насыщенную и интересную жизнь. Она родилась в 1908 году в семье рабочего недалеко от Владивостока на станции с символическим названием Океанская. В школу пошла лишь в одиннадцать лет, однако восемь классов окончила за шесть лет – упущенное из-за гражданской войны время пришлось наверстывать семимильными шагами.
Целеустремленность девушки и ее готовность к любым испытаниям была очевидной: в 1925 году она подала документы на судоводительское отделение Владивостокского морского техникум, и из 200 человек, претендовавших на поступление, приняли только 42, среди них было три девушки, в том числе Анна Щетинина. Примечательно, что во время учебы она считалась «бесперспективной студенткой», поэтому в стипендии ей отказали. Чтобы заработать на жизнь, она ночами трудилась грузчиком в порту наравне со своими однокурсниками.
После окончания техникума Анна начала работать матросом: в свой первый рейс в 1929 году вышла от Камчатского акционерного общества. Всего за шесть лет она прошла путь до старпома. В 1935 году ее направили в Ленинград с целью укомплектования команд для перегонки 12 закупленных за рубежом судов, два из них – для Камчатского акционерного общества. Когда команды укомплектовали, капитан, которому надлежало перегнать одно из судов на Дальний Восток, получил другое назначение, и неожиданно для всех на его место поставили Анну Ивановну. Вместе с командой она направилась в Гамбург принимать пароход «Хохенфельс», получивший новое имя – «Чавыча», а затем привела его из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. Рейс длился три месяца. Это событие вызвало сенсацию во всем мире: иностранные журналисты писали, что «леди-капитан» управляла судном и мужским коллективом.
В 27 лет за отличное выполнение задания Анна Щетинина получила свою первую награду – орден Трудового Красного Знамени – и звание капитана дальнего плавания.
Во всем она была лидером. Уже в 1937 году ее назначили первым начальником рыбного порта во Владивостоке. В тот момент он только создавался, что позволило Анне Ивановне поступить в Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) на судоводительский факультет, где, занимаясь по индивидуальному плану, она за два года окончила четыре курса.
Война застала Анну Щетинину на Балтике: летом 1941 года ей представилась возможность снова поработать в должности капитана – надлежало перегнать из Лиепаи на Дальний Восток по Северному морскому пути судно «Вира». 17 июня теплоход вышел в рейс, 21 июня пришвартовался у Охтинского моста в Ленинграде, а утром следующего дня пришло известие о нападении фашистской Германии на Советский Союз.
С началом войны практически все торговые суда использовались для военных нужд. По настойчивой просьбе самой Щетининой ее направили на «Сауле», где она проработала до конца навигации на Балтике. Находясь в резерве, ей первое время пришлось трудиться в порту, но уже 30 декабря 1941 года ее назначили капитаном парохода «Карл Либкнехт», и на следующий день судно отправилось в один из портов западного побережья США для ремонта. Переход в штормовую погоду, на старом судне с наспех набранной командой, среди которых – половина непрофессионалов, длился 37 дней. Ремонт в Штатах продолжался более трех месяцев, после чего «Карл Либкнехт» стал совершать регулярные рейсы между Америкой и Владивостоком. Правда, на мостике стоял другой капитан – Щетинина получила судно «Родина».
На нем Анна Ивановна совершила несколько рейсов в 1942 году, доставляя из США различные грузы, а после на «Жан Жорес», который помимо перевозки грузов, оказывал помощь терпящим бедствие судам. В самом конце Второй мировой, в августе 1945-го, Анна Щетинина в составе конвоя ВКМА-3 перебрасывала 264-ю стрелковую дивизию на южный Сахалин. За мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и заслуги в развитии морского транспорта Анна Щетинина награждена двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны II степени, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».
По окончанию войны она решила продолжить образование, но в Балтийском морском пароходстве остро требовались опытные судоводители, и Анне Ивановне предложили повременить с учебой. Так ее направили капитаном на пароход «Днестр», обслуживавшего линию Ленинград-порты Дании. После были суда «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Псков», «Менделеев» в Балтийском пароходстве.
К учебе ей удалось вернуться лишь в 1950 году, и тогда же она получила диплом инженера-судоводителя в Ленинградском высшем мореходном училище (ЛВМУ). С 1951 года после завершения карьеры капитана Анна Ивановна стала преподавать в ЛИИВТе, где в 1956 году получила звание доцента.
В 1960 году ее перевели в Дальневосточное высшее инженерно-морское училище им. адм. Г. И. Невельского во Владивостоке. После ДВВИМУ она перешла работать в Приморский филиал Географического общества СССР, основав и возглавив секцию мореплавания и океанологии, а спустя несколько лет стала председателем филиала. Помимо этого, Анна Щетинина активно участвовала в общественной жизни, организовав «Клуб капитанов» во Владивостоке. Кроме того, писала книги о море.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что ее заслуги высоко оценены не только в нашей стране, но и за рубежом. Известно, что ради нее известный австралийский клуб капитанов «Rotary Club» изменил вековую традицию, пригласив женщину в свой клуб и предоставив ей слово на форуме капитанов.
Скончалась Анна Ивановна в 1999 году. В честь этой легендарной женщины названы мыс на побережье Амурского залива, а также один из безымянных островов Курильской гряды. Во Владивостоке её имя носят сквер, улица и школа №16, где она училась.
По материалам trud-ost.ru и msun.ru
Наверх