РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Даниил Попов – один из самых молодых капитанов, которых сегодня можно встретить на торговом флоте: ему 33 года. В 2011 году он пришел на контейнерный флот под управлением компании Marlow Navigation Ltd. и за семь лет построил блестящую карьеру.
Море на вкус
– Я родом с Украины, родился в Волынской области, но с двух лет жил в Севастополе, – рассказывает капитан. – И конечно, культура города, его история, улицы и бульвары, названные в честь знаменитых флотоводцев прошлых лет, не могли не повлиять на мое мировоззрение. Кроме того, мой отец работал на гидрографическом судне Черноморского флота, и это тоже мотивировало меня выбрать морскую специальность.
Пошел в море Даниил еще на втором курсе университета, как только получил документы матроса. «Я брал так называемые «академические отпуска», то есть уходил на практику, а по возвращении сдавал пропущенные сессии, – вспоминает моряк. – Работал в основном на многоцелевых судах и до сих пор считаю, что именно на них можно получить тот бесценный опыт, который в дальнейшем позволит работать на узконаправленном флоте. Это, как правило, – трамповое судоходство: еще до окончания ВУЗа я побывал в таких местах, о которых раньше читал в книгах. Мы заходили в страны Северной Европы, Персидского залива, Африки, в том числе в Сомали, в Северную, Центральную и Южную Америку, мне довелось поработать даже на Великих Американских озерах. Грузы мы возили тоже самые разные: от тракторов и военных броневиков до зерна и каменного угля навалом. Все это на первых порах дало мне стимул расти в этой профессии, потому что, несмотря на всю ее сложность, она разнообразна и интересна».
One man army
В 2011 году сразу после выпуска Даниил попал в Marlow Navigation Ltd. через официальное представительство Sunrise Marine в Новороссийске, где и работает по сей день. Контейнерный флот имеет свои особенности: короткие стоянки в портах и переходы между ними, а потому очень высокий темп работы. Дипломированный третий помощник быстро втянулся и начал профессионально расти в компании. В следующий контракт он ушел вторым помощником, затем недолго заставила себя ждать и должность старпома.
– Я вступил в нее достаточно уверенно, потому что в последний контракт вторым помощником работал в Северной Европе, а это частые заходы в порты, погрузки разнообразным грузом, перепланировки в последний момент, которые помогли сформировать более устойчивые навыки и знания грузовых программ, – считает Даниил Попов. – Про старшего помощника на флоте говорят: «one man army». Эта профессия тяжелая, ответственная, но в чем-то даже творческая.
В 31 год Даниилу Попову предложили стать капитаном контейнеровоза. «Мне кажется, эта возможность появилась в самое подходящее время, поэтому я ею воспользовался», – рассуждает молодой капитан.
Место для романтики
– Мне многое нравится в этой работе, – продолжает он. – Прежде всего, я люблю осязаемость результатов моего труда, особенно с учетом всей его тяжести. Люблю чувствовать себя частью большой рабочей семьи, которой является мой экипаж, и совместно решать возникающие вопросы. Мне нравится знакомиться с новыми людьми и узнавать их. Нравится чувство, когда, достойно отработав контракт, возвращаешься домой. Наконец – что я занимаюсь именно тем, чему я учился и к чему шел всю жизнь.
По словам Даниила, на современном флоте все еще есть место морской романтике. И даже карантинная рутина этому не помеха. «Здесь, конечно, надо отдать должное моему круинговому агентству за своевременную подготовку нужных документов, организацию посадки на судно и списание в такое непростое время, – отмечает капитан. – Поэтому пандемия не оказала сильного влияния на мою работу. Я пробыл дома чуть дольше планируемого, длиннее была дорога до судна, но отработал положенный срок. Конечно, слышал о моряках, которые из-за карантинных ограничений оставались в рейсе по четыре месяца сверх контрактов. На мой взгляд, вакцинация моряков – отличная идея, которая упростит не только смены в пандемию, но и в какой-то степени обезопасит здоровье».
Простые радости
Как и многие моряки, Даниил видит в своей профессии один главный минус – расставание с родными: «Из-за этого многие важные события в жизни семьи проходят без меня. В какой-то момент в процессе работы у меня произошла переоценка ценностей. Не знаю, связано ли это напрямую с морем и изменением привычного быта, или же виной тому разлука с близкими людьми, но я стал больше ценить обычные вещи, простые человеческие радости».
Учитывая режим работы моряков, семейные отношения сохранить непросто. Здесь рецепт успеха молодого капитана кроется в умении провести грань между службой и личной жизнью. «Мне кажется, на командной должности я не стал черствее к людям, – размышляет он. – Наоборот, эта работа научила меня быть более гибким, чувствовать настроения коллег. Ведь для капитана, особенно в смешанном экипаже, очень важно создать и поддерживать в коллективе, с одной стороны, дисциплину, с другой – дружелюбную атмосферу. Обязанности должны быть четко распределены, чтобы каждый понимал персональную ответственность. В то же время надо уметь предугадывать конфликтные ситуации в экипаже».
Профсоюзная морская газета ЮТО РПСМ
Наверх