04.03.2021

Трансатлантическое сотрудничество искоренит западноафриканское пиратство

Такое мнение высказал Пьер Моркос, специалист Центра стратегических и международных исследований (CSIS). По его словам, несмотря на то, что военно-морские силы Европы и США в течение многих лет присутствуют в этом регионе, торговое судоходство здесь становится все более небезопасным. Для изменения ситуации к лучшему требуется возобновление партнерства между ЕС и Штатами.

Земля с большим потенциалом

Эксперт напомнил, что в Гвинейском заливе сосредоточены немалые экономические богатства, что является одной из причин, по которым он стал средоточием мирового пиратства. Регион, охватывающий 17 стран от Сенегала до Анголы, обладает большими запасами углеводородов, минералов (алмазов, олова и кобальта) и рыбных ресурсов.

Так, в заливе добывается 60% всей африканской нефти, в нем сосредоточены 4,5% доказанных мировых запасов черного золота и 2,7% разведанных залежей природного газа. Две трети из них расположены в исключительной экономической зоне Нигерии, для которой нефтяной сектор – основа всей экономики и главный источник доходов. К тому же Гвинейский залив – один из самых богатых в мире рыбопромысловых районов: на него приходится почти 4% всей мировой добычи водных биоресурсов. Эта сфера является важным источником занятости для миллионов людей: в ней трудится до четверти жителей Западной Африки. Хотя Гвинейский залив не является крупным международным судоходным маршрутом, через него осуществляется 25% всех африканских морских перевозок – тут расположены примерно 20 торговых портов.

Наличие таких ресурсов способствует динамичному экономическому развитию региона. К тому же ожидается, что к 2050 году здесь будет проживать четверть населения мира. Однако прежде, чем страны залива смогут реализовать свой потенциал и извлечь из него выгоду, важно избавиться от угроз стабильности и процветанию – в том числе, искоренить пиратство.

Охотники за богатством

Именно изобилие связанных с морем экономических возможностей региона привлекло сюда множество негосударственных субъектов, ведущих незаконную деятельность. Она подпитывается коррупцией, высоким уровнем безработицы и отсутствием эффективного управления. Сегодня ни для кого не секрет, что число пиратских нападений на моряков в Гвинейском заливе – самое высокое в мире. В прошлом году, согласно данным Международного морского бюро, здесь произошло более 95% всех похищений членов экипажей. Только за период с 2019 по 2020 год количество взятых в плен моряков в этих водах увеличилось на 40%.

Преступники все реже нападают на суда с целью кражи груза и все чаще – похищают экипажи ради выкупа. Отчасти изменение тактики пиратов можно объяснить тем, что в последние годы произошло сокращение мировых цен на нефть. Цифры говорят сами за себя: если в 2017 году было взято в плен меньше 70 членов экипажей, то в прошлом году их было 135. С каждым годом число похищений растет.

Также в регионе развит незаконный, несообщаемый и нерегулируемый рыбный промысел, который составляет до 65% от официально зарегистрированного вылова. Это самый высокий показатель в мире. Ежегодные убытки от этой деятельности для прибрежных стран составляют около 1,5 миллиарда долларов США. Кроме того, она ведет к нехватке рыбных ресурсов и обостряет социальную и экономическую напряженность.

Эти проблемы усугубляют и без того внушительные масштабы незаконной транснациональной торговли в Гвинейском заливе. Кража и контрабанда топлива широко распространены в Нигерии, где ежедневно бесследно исчезают примерно 120 тысяч баррелей сырой нефти – почти 6% всей добываемой в стране. В дополнение к этому в регионе набирает обороты торговля наркотиками, оружием и даже людьми, чему способствуют прозрачные сухопутные границы, коррупция и неэффективная защита морских путей. Сегодня Гвинейский залив стал основным транзитным пунктом для транснациональных наркокартелей, переправляющих кокаин из Латинской Америки.

Что делать?

Такое положение дел не может не вызывать пристального внимания международного сообщества, которое вынуждено принимать меры. Так, еще в 2013 году на саммите в Яунде 17 прибрежных стран создали новую структуру обеспечения безопасности на море под эгидой ООН. Она основана на региональных координационных центрах (в Абиджане, Пуэнт-Нуаре и Яунде) и призвана в том числе содействовать обмену информацией, касающейся морской безопасности, между государствами залива.

Кроме того, учитывая очень ограниченные ресурсы местных военно-морских сил, и недостаток кораблей, способных действовать в открытом море, в обеспечении безопасности в этих водах задействованы европейские и американские военно-морские силы, которые выполняют различные задачи – от учений с участием местных ВМС до операций по борьбе с пиратством.

Однако всего этого, по мнению Пьера Моркоса, недостаточно. Об этом свидетельствуют и продолжающиеся пиратские нападения.

– Эффективная защита торгового судоходства в регионе требует более тесного трансатлантического сотрудничества и привлечения значительных военно-морских ресурсов, – отметил эксперт. – США и Европа должны использовать свой успешный опыт в борьбе с пиратством у берегов Сомали, который служит хрестоматийным примером координации международных усилий. Его необходимо адаптировать к особенностям Гвинейского залива».

Основная разница между этими регионами в том, что в отличие от Африканского Рога, пиратские нападения в Западной Африке часто происходят в территориальных, а не нейтральных водах, поэтому требуют принятия решений местными властями.

В связи с существующими трудностями, как считают в CSIS, трансатлантическое сотрудничество в области обеспечения безопасности на море должно преследовать несколько важных целей. В первую очередь, нужно завершить начатое на саммите в Яунде создание структуры содействия морской безопасности в регионе. Сегодня ей недостает законодательной и судебной базы, что делает практически невозможным обеспечение соблюдения законности в проблемных водах. С помощью G7++, Группы друзей Гвинейского залива прибрежные страны должны содействовать выдаче преступников, деятельности правоохранительных и судебных органов и закрыть существующие «лазейки», которые позволяют нарушителям избегать судебного преследования. Бороться важно и с другими проблемами: коррупцией, слабой системой правопорядка, экономической и социальной изоляцией.

Также необходимо способствовать укреплению местных военно-морских сил, которые часто недостаточно хорошо оснащены. Кроме того, по мнению эксперта, США и Европа должны наладить эффективное координирование действий своих ВМС и местной береговой охраны. Обычно они существуют параллельно, что мешает эффективному сдерживанию пиратской деятельности.

Отметим, что недавно ЕС объявил о новой инициативе – «Координированное морское присутствие», призванной защитить торговое судоходство в Гвинейском заливе. Этот механизм подразумевает усиление присутствия европейских национальных ВМС, расширенный обмен информацией между странами и тесное взаимодействие с международными и местными партнерами. Возможно, инициатива позволит более эффективно бороться с проблемами, существующими в регионе.

– Многие эксперты говорят о том, что военно-морская операция, подобная той, что показала свою эффективность у берегов Сомали, помогла бы преодолеть угрозу в Гвинейском заливе, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Однако пока активных действий в этом направлении немного. Поэтому членам экипажей стоит сохранять бдительность в этих водах, с особым вниманием относиться к любой подозрительной деятельности вблизи судна и всегда следовать рекомендациям руководства «Лучшие практики по борьбе с пиратством в Западной Африке».

По материалам safety4sea.com

↑ 

Наверх