РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Международная федерация транспортников продолжает гуманитарную кампанию помощи брошенным морякам с судов обанкротившейся кампании Palmali Shipping: цель МФТ – добиться репатриации 50-ти членов экипажей и выплаты задолженности по зарплате. В общей сложности долг бывшего работодателя превышает $3,2 млн.
Турция отказывает в списании
Опыт моряков с судна т/х Lerik (IMO 9575319) оказался одним из самых печальных. В Стамбул судно пришло в мае прошлого года, и все это время власти Турции отказывают членам экипажа в списании. Их положение усугубилось тем, что страховщики не могут определиться, кто должен взять финансовые обязательства в отношении выплат зарплаты и репатриации. Так, в течение прошлого года клубы P&I трижды перекладывали ответственность друг на друга. Как правило, в такой ситуации расходы ложатся на государство порта, где стоит проблемное судно. Однако Турция с этим не соглашается.
– Да, это требует определенных затрат, – признает координатор инспектората МФТ Стив Троусдейл, говоря о роли страны в репатриации моряков. – Нужны расходы на топливо для судна, его техническое обслуживание, несение вахты. Турецкие власти, возможно, не хотят платить за содержание т/х Lerik и других брошенных в стране судов, но благополучие моряков должно быть превыше всего. Власти каждой страны несут юридическую и моральную ответственность за жизнь и здоровье тех, кто находится на борту судов, зарегистрированных под ее флагом или пришвартованных в ее портах. Такова цена существования системы международных морских грузоперевозок. Государства не могут выбирать, в каких случаях соблюдать права моряков, а когда – нет.
Инспектор МФТ Пол Фальзон отметил, что вынужденное заточение негативно отразилось на команде Lerik: «Моряки как будто в западне. Это сказывается на их здоровье и благополучии. Турецкие власти отказываются отпускать их, но так продолжаться не может. У них есть право на свободу».
Гуманная Италия
Экипажам судов, оставленных в портах Италии, повезло больше: местные власти обращаются с попавшими в беду моряками значительно лучше.
Так, команда судна Gobustan (IMO 9575321) провела в порту Равенны четыре месяца. С помощью МФТ, которая вела переговоры с портовыми властями и страховщиками, экипаж в сентябре 2020 года вернулся домой. Перед отъездом моряки оформили доверенности на юриста для дальнейшей работы по выплате долгов. Сражение за зарплату еще не окончено, но МФТ надеется, что удастся добиться погашения хотя бы части долга.
Из Бейрута в Баку
В середине февраля МФТ помогла экипажу с судна Captain Nagdaliyev: ребята находились на борту без средств к существованию на протяжении 10 месяцев. Доведенные до отчаяния, чтобы привлечь внимание к своему положению, они объявили голодовку. Их усилия не пропали даром. Ливанские портовые власти сначала разрешили уехать домой всем, кроме капитана и еще троих человек, но вскоре отпустили и их.
После 10 месяцев, проведенных в «плавучей тюрьме», по возвращении домой капитан Набиев поблагодарил МФТ за поддержку и помощь: «Разрешите от имени всех членов экипажа танкера Captain Nagdaliyev, задержанного в порту Бейрута 12 мая 2020 года и брошенного судовладельцем, выразить вам огромную благодарность за заботу и невероятную работу, которую вы проделали, чтобы добиться нашей репатриации. Сложно представить, как бы мы выжили без помощи МФТ».
– Эти моряки прошли через ад, – прокомментировал координатор сети МФТ по Арабскому миру и Ирану Мохамед Аррачеди. – Необходимо, чтобы правительства и отрасль, наконец, осознали, что за случаями оставления судов стоят человеческие трагедии. Власти должны сделать все возможное, чтобы не допустить повторения подобных инцидентов, и обеспечить соблюдение требований по страхованию финансовой ответственности судовладельцев. Моряков нужно защищать, а не лишать свободы.
Проблема в системе удобных флагов
Президент МФТ Пэдди Крамлин сравнивает мировую судоходную отрасль с «темной паутиной» интернета, где участие – анонимно, прозрачность – минимальна, ответственность – завуалирована. Ее неприглядная сущность обнажается, когда компании разоряются, а моряки остаются ни с чем.
Он объясняет, что флот Palmali зарегистрирован на Мальте, несмотря на то, что компания главным образом базировалась в Турции. Это означает, что Мальта, правила и законы которой действуют на судах, должна контролировать их исполнение. Но, по мнению Стива Троусдейла, эта страна не обладает достаточными ресурсами для этого из-за огромного количества зарегистрированных под ее флагом судов.
Кроме того, существует и другая проблема, связанная с выполнением требований Конвенции о труде в морском судоходстве. Как известно, она содержит положения, гарантирующие морякам организацию и оплату репатриации, а также четырехмесячную заработную плату даже в тех случаях, когда судоходная компания не в состоянии ее выплатить. Однако в реальности все гораздо сложнее: недобросовестные судовладельцы обходят систему, умело используя флаг удобства.
Как им это удается, отчетливо видно на примере т/х Lerik. Это судно принадлежит турецкой компании, зарегистрировано на Мальте через дочернюю компанию, а застраховано – в России. Однако теплоход стоит на якоре в порту Стамбул, а его владелец сидит в турецкой тюрьме.
– Этим совершенно разным сторонам очень легко перекладывать ответственность друг на друга, – считает Стив Троусдейл. – Пока между ними ведутся споры, экипажи проблемных судов месяцами, а иногда годами вынуждены оставаться на борту, как в тюрьме.
В МФТ уверены: если отрасль избавится от системы удобных флагов, тогда размер флота каждой страны будет пропорционален объему ее морских перевозок, и власти смогут надлежащим образом контролировать свои суда, в том числе проверять надежность страховок, которые приобретают компании.
– Если работодатель бросит судно, его экипаж гарантированно отправится домой и получит всю причитающуюся зарплату в короткие сроки, – уверен Стив Троусдейл. – А пока случай с Palmali и конкретно с тх/ Lerik показывает, что моряки, работавшие на компанию, не могут реализовать право на оплату труда и репатриацию.
– Брошенные экипажи – это особенно острая проблема, потому что моряки из свободных людей превращаются в рабов, – говорят в Российском профсоюзе моряков. – Они остаются не только без зарплаты, но часто – без пищи и питьевой воды, с которыми им обычно помогают благотворительные организации и МФТ. Такие ситуации являются прямым нарушением прав человека, и МФТ, как видно на примере судов Palmali, борется за их разрешение, что, к сожалению, бывает непросто.
Добавим, что, основываясь на данных, полученных от МФТ и Международной организации труда, агентство Bloomberg составило таблицу брошенных судов Palmali Shipping и экипажей.
По материалам Itfglobal.org
Наверх