РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Условия труда на судне Elsa Odendorff (ИМО 9702625, флаг Мальты, 2015 года постройки) неоднозначные. Репатриации здесь, несмотря на пандемию, производятся в срок – например, второму механику из Приморского края, пока судно стоит в рыбном порту Находки, должна быть предоставлена замена. Однако на борту с июля прошлого года отсутствует коллективный договор Международной федерации транспортников (МФТ), который немецкий судовладелец Oldendorff Carriers GMBH & CO, судя по всему, продлевать не собирается. Инспекторы Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков (РПСМ) вчера впервые после полугодового перерыва, связанного с запретами в свете пандемии, посетили стоящий в порту теплоход, после чего по договоренности с моряками направили нотис с требованием о заключении коллективного соглашения судовладельцу.
Помимо отсутствия колдоговора, была и другая важная деталь, которая вызвала беспокойство представителей ДВРО РПСМ. В частности, им так и не удалось увидеть контракты моряков: по словам капитана, судовладелец запрещает показывать их профсоюзу. «Желание работодателя держать в тайне условия найма членов экипажа, а также избегание контактов с МФТ говорит о том, что он не зря выбрал для теплохода именно удобный флаг: таким образом компания развязала себе руки, чтобы нанимать дешевую рабочую силу из разных стран», – отметил председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. Узнать не удалось даже размер базовой ставки матроса первого класса и зарплату капитана.
Тем не менее представители профсоюза увидели Декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве, часть II, подписанную истинным судовладельцем, а также страховые свидетельства, гарантирующие выплаты в случае смерти моряка и репатриацию за счет страховой компании при оставлении судна. Однако на какие суммы застрахованы члены экипажа, осталось неизвестным, поскольку у них на руках отсутствовали трудовые контракты, а сами они эти цифры назвать не смогли.
К слову, всего сегодня на борту судна находится 21 человек: капитан из Польши, по одному моряку из России и Литвы, двое из Турции, четверо из Индонезии и 12 филиппинцев. Взаимоотношения на судне, несмотря на разношерстность команды, хорошие и деловые.
Во время традиционной встречи с экипажем в столовой инспекторы рассказали о работе МФТ и РПСМ, направленной на улучшение условий труда моряков и борьбу с удобными флагами, под которыми судовладельцы нередко допускают различные злоупотребления. Еще подробнее узнать о своих правах и деятельности профсоюзов моряки смогут из книги Николая Суханова на английском языке What are the rights of the seafarers working on ships under the flags of convenience («Есть ли права у моряков под удобными флагами»), экземпляр которой инспекторы оставили на борту, как и журналы МФТ.
Отдельно в беседе представители профсоюза остановились на ситуации, которая возникла на флоте в связи с пандемией. «В настоящий момент сотни тысяч моряков по всему миру не могут своевременно списаться после окончания контрактов, – пояснил Николай Суханов. – Профсоюзы, в том числе РПСМ, пытаются сделать все, что от них зависит, чтобы помочь членам экипажей. К счастью, эти трудности не коснулись Elsa Odendorff: одного из моряков, россиянина, спишут уже в нашем порту. Филиппинцы, контракты которых подписаны на 10 месяцев, также заявили, что с проблемами со сменой пока не сталкивались».
Наверх