РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
22 марта 1974 года в Токийском заливе затонул теплоход «Тикси» с 45 моряками на борту. Оказать помощь ему так никто и не успел, а окончательной ясности в том, что именно послужило причиной трагедии, нет и сегодня: одни говорят о перегрузе и неправильной укладке груза талька, другие винят шторм. Возможно, все эти обстоятельства сложились воедино, не оставив морякам шансов. Как бы то ни было, это страшное событие оставило след в памяти приморских моряков как катастрофа, в которой не удалось спастись ни одному из членов экипажа: в ходе поисков были найдены останки только 14 человек, сильно поврежденные акулами, еще 31 моряк пропал без следа.
Теплоход «Тикси», один из самых больших сухогрузов Дальневосточного морского пароходства в те годы, вышел из порта Владивосток 11 февраля 1974 года и взял курс на Японию. Судно было построено в 1960 году, находилось в отличном техническом состоянии и ремонтировалось совсем недавно – в октябре 1973 года. В Японии оно приняло на борт 185 грузовых автомобилей для транспортировки в Австралию. Во время перехода для него в ускоренном режиме искали следующий фрахт в точке назначения. И нашли – доставить из австралийского Фримантла в японский Хитачи партию тальковой руды. Погрузка 11 588 тонн длилась 4 дня, затем судно снялось с якоря и отправилось в порт на побережье острова Хонсю. 11 марта 1974 года «Тикси», обогнув Австралию и индонезийские острова, взял курс на Японию.
22 марта, вроде бы, ничто не предвещало беды. В 18.30 по местному времени капитан Пряха, как и каждый день, отчитался диспетчеру по радиограмме, передав привычные данные о координатах судна, запасе топлива и пресной воды, погоде, времени, проведенном на ходу за сутки. Однако уже через час во Владивосток пришло другое, крайне тревожное послание, в котором он сообщил: судно получило постоянный крен на правый борт в 25 градусов. Моряки в это время пытались исправить ситуацию и выровнять теплоход приемом балласта в междудонные танки левого борта и левый диптанк. Всего через несколько часов теплоход затонул.
Как утверждает Владилен Зеленцов в статье «А море хранит тайну», последним на связь с «Тикси» в 19 часов 50 минут вышел радист теплохода «Минусинск». Он уже полным ходом шел по направлению к аварийному теплоходу, но оставалось еще 205 миль. К тому моменту уже было известно, что теплоход, по всей видимости, потерял ход. В рапорте на имя госкомиссии начальник радиостанции «Минусинска» Минько написал: «Чувствовалось, что начальник радиостанции на «Тикси» работает нервно или что-то его очень беспокоит. Слышимость была плохая, мешали сильные атмосферные разряды. Договорились перейти на микрофон на частоту 3180 кГц. На этом связь оборвалась. Больше «Тикси» на вызовы не откликался».
На помощь экипажу гибнущего судна никто прийти не успел – на обозначенном месте нахождения оставались только следы кораблекрушения. Поисковые работы велись и с моря, и с воздуха. Ситуация осложнялась штормом. Близкие членов экипажа трое суток ждали результатов поисков в здании пароходства, но найти удалось лишь обглоданные акулами остатки 14 членов экипажа.
Версии причин катастрофы назывались разные. Например, газета «Боевая Вахта» №69 (11707) от 23.03.1974 года сообщала о том, что 21–22 марта в центральных и северо-восточных районах японского острова Хонсю произошло землетрясение, эпицентр которого находился в Тихом океане, к востоку от побережья префектуры Фукусима. Не исключено, что оно могло спровоцировать катастрофу.
Кроме того, часто вину возлагают на груз теплохода. Тальковую руду советские моряки возили редко. При этом она очень сложна в укладке. Для ее перевозки всегда использовались не рудовозы, а обычные грузовые конвенционные суда. Аварийных случаев при перевозке талька навалом, правда, до этого не регистрировали.
Именно с грузом связана версия Владимира Зинченко, второго помощника капитана погибшего «Тикси». Он был частью основного экипажа, который в то время ушел в отпуск. Моряк считает, что крен появился из-за того, что груз сместился, а судно было перегружено. По его словам, в 1967 году в Корсакове группа владивостокского судоремонтного завода изменила грузовую шкалу и увеличила дедвейт теплохода на тысячу тонн. После этого при перевозке зерна у теплохода нередко появлялся крен в 3–4 градуса. В документах расследования дедвейт, вместо 12 изначальных, также значится 13 тысяч тонн. «Видимо, тальк грузили по новой шкале и нарушили остойчивость судна», – считает Зинченко. Возможно, таким образом надеялись улучшить показатели.
Место, где затонул теплоход, и само по себе вызывает опасения. Эти воды называют Морем Дьявола и считают аномальными. А в 1955 году правительство Японии официально его опасным для судов и самолетов. Как бы то ни было, узнать точно, что именно стало причиной аварии невозможно – катастрофа никого не оставила в живых.
Гибель моряков стала трагедией для всего города. Похороны проходили тяжело и запомнились многим. В апреле под траурную музыку по Владивостоку в сторону Морского кладбища двинулась огромная колонна. Впереди нее – вереница грузовиков с опущенными бортами, выстланных судовыми флагами расцвечивания, на каждом из которых – по два гроба. 45 гробов, большинство из которых оставались пустыми, одновременно опустили в землю под рев торговых, рыболовных и военных судов, стоящих у города.
По материалам издания «Новые известия» и primamedia.ru
Наверх