22.03.2021

Кризис смены далек от завершения

Несмотря на то, что количество моряков, пострадавших от кризиса смены экипажей, в последние месяцы сокращается, судоходная отрасль обеспокоена тем, что с появлением новых штаммов коронавируса и введения более строгих ограничений ситуация может усугубиться в любой момент. Так, согласно последнему анализу, на судах с закончившимися контрактами остаются 200 тысяч моряков, что вдвое меньше, чем в разгар пандемии, когда репатриацию ожидали 400 тысяч специалистов. Тем не менее  отраслевые эксперты предупреждают: кризис далек от завершения.

Напомним, в декабре 2020 года Международная организация труда (МОТ) призвала власти стран «без промедления» признать моряков ключевыми работниками. Но на сегодняшний день, по данным Международной палаты судоходства (ICS), только 55 стран и два ассоциированных члена Международной морской организации (ИМО) присвоили членам экипажей морских судов статус ключевых работников. 

– Кризис смены не разрешен, но дошел до ситуации, когда стал более управляемым. Однако существует большая озабоченность по поводу ужесточения ограничений на поездки, вводимых правительствами в ответ на появление новых штаммов коронавируса, –  сказал Гай Платтен, генеральный секретарь ICS.  – К тому же остро стоит вопрос вакцинации, моряков необходимо наделить особым правом на беспрепятственное передвижение по миру. 

Действительно, прививочная кампания и слухи вокруг нее порождают новые переживания за организацию процедуры смены. Так, известно, что некоторые государства рассматривают вопрос о приеме иностранных граждан только с вакцинными паспортами, что, по мнению ICS, создаст потенциальный барьер для смены, поскольку у моряков из развивающихся стран вряд ли появится возможность получить прививку раньше июля 2021 года.

Генеральный секретарь Международной морской организации Китак Лим сказал, что сейчас важнее чем когда-либо признать моряков ключевыми работниками. Это обеспечит правом на приоритетную вакцинацию и безопасное присоединение к судну.

– Год назад, когда мир столкнулся с Covid-19, мы заявляли о необходимости сотрудничества, – отметил он. – Одним из основных достижений стало принятие резолюции Ассамблеи Организации Объединенных Наций, призывающей государства-члены ООН назначить моряков ключевыми работниками и принять определенные шаги для их репатриации и оказания им своевременной медицинской помощи. Однако менее 60 стран прислушались к нашему призыву. Нам предстоит пройти долгий путь, прежде чем удастся вернуться к нормальному режиму смены экипажей.

Стивен Коттон, генеральный секретарь Международной федерации транспортников, согласился с тем, что статус ключевых работников имеет решающее значение для того, чтобы взять под контроль кризис:

– Суровая реальность такова, что всего несколько стран относятся к морякам с уважением, которого они заслуживают. Если правительства не откажутся от позиции, которой они придерживаются более 12 месяцев, и не позволят труженикам флота свободно передвигаться и установить приоритетность вакцинации для них, ситуация может снова выйти из-под контроля.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что теперь, добившись определенного прогресса в организации смены, нельзя допустить его отката и распространения на экипажи новых ограничительных мер на пересечение границ. 

– Как известно, моряки – движущая сила судоходства и мировой торговли, поэтому важно предоставить им право спокойно выполнять свою работу, – говорят в РПСМ. – Гарантировать это можно как исключением этой профессиональной категории работников из общих правил и требований, так и признанием за моряками статуса ключевых работников. 

По материалам gcaptain.com


↑ 

Наверх