РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
В 2020 году Международная федерация транспортников в России провела 419 проверок судов, добившись выплат для моряков разных национальностей в размере $1 млн 676 тысяч. Цифры уступают результатам работы в 2019 году, когда российские инспекторы посетили 476 теплоходов и помогли вернуть членам экипажей почти $2 млн 162 тысячи. Снижение показателей объясняется коррективами, которые внесла в работу пандемия коронавируса: из-за повсеместных ограничений и запретов проход в порты стал практически невозможным, а вследствие закрытых границ и резкого сокращения международного авиасообщения акцент в помощи морякам сместился в поле логистики. Несмотря на это, координатор МФТ в России Сергей Фишов уверен: инспекторы показали хорошую командную работу.
Беспрецедентный кризис
Пандемия коронавируса и последовавший за ней кризис смены экипажей создали морякам много проблем: в эпицентре оказались более 400 тысяч работников флота, которые не могли своевременно завершить контракты и вернуться домой, столько же моряков оставались на берегу без заработка в ожидании посадки на судно.
– Самый частый вопрос, который задавали члены экипажей, – как списаться с судна в связи с окончанием срока контракта, что неудивительно, ведь некоторые из них находились в рейсе по 15-20 месяцев, – рассказывает инспектор МФТ во Владивостоке Петр Осичанский. – За год мы получили порядка 30 запросов на содействие в организации смены и нам удалось помочь 33 морякам.
Огромным подспорьем в этом оказалось то, что дальневосточные порты Владивосток, Находка, Славянка, Зарубино оставались единственными открытыми в Азиатско-Тихоокеанском регионе портами для репатриации как российских, так и иностранных моряков. Правда, с одной оговоркой – для списания нужны были веские основания. Так, в самый разгар пандемии, в апреле, владивостокская МФТ помогла вернуться на Украину старшему механику с сингапурского судна St. Katharinen (ИМО 968915), следовавшего в Славянку.
– По электронной почте к нам обратился украинский моряк: он плохо себя чувствовал и к тому же в рейсе находился уже девятый месяц, однако в компании его репатриацию считали невозможной, – вспоминает Петр Осичанский. – Мы посоветовали написать рапорт капитану о необходимости посетить врача и последующей репатриации.
Когда в начале мая судно зашло в порт Славянка, стармеха осмотрели и поставили диагноз – гипертония. Госпитализация не потребовалась, но все-таки его решили списать в следующем порту захода судна – Находке. После карантина и получения отрицательного теста на коронавирус в середине мая он вылетел в Москву, а оттуда отправился в город Сумы.
Брошенных экипажей стало больше
На юге России вопрос – как вернуться домой – тоже звучал ежедневно, однако традиционные проблемы, с которыми члены экипажей обращаются в МФТ никуда не делись.
– С апреля 2020 года каждый день мы получали десятки звонков и сообщений от моряков, застрявших на судах по всему миру, – рассказывает инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. – Утро начиналось с мониторинга ситуации в конкретных портовых городах, чтобы проконсультировать членов экипажей, где есть возможность списаться. Иногда моряки в буквальном смысле «передавались из рук в руки» – каждое обращение вместе с контактными данными немедленно отсылалось инспектору в ближайшем порту захода судна, но если репатриация там была невозможна, то обращение передавалось дальше по цепочке. Как только становилось известно о доступном для репатриации порте, начиналась переписка с компанией, портовыми властями и агентами. При этом проблемы с задолженностями по зарплатам никуда не делись, более того – из-за кризиса участились случаи, когда судовладельцы оставляли свой флот и экипажи и больше не выходили на связь.
Так поступила турецкая компания Voda Dеnizcilik с индийскими моряками, бросив их на борту Vega 1 (ИМО 8516756,флаг Панама) в Туапсе без зарплаты и продовольствия. Причем злоключения экипажа начались еще до пандемии, 31 января 2020 года, когда при проверке судно задержали из-за долгов морякам на сумму $50 тысяч и обнаруженных технических нарушений. Компания от решения проблем самоустранилась.
– Ситуацию удалось стабилизировать: в марте средства на покупку продуктов и воды для экипажа выделил Российский профсоюз моряков, а в конце апреля – МФТ, – вспоминает Ольга Ананьина. – Частично решился вопрос и по погашению долга: ответственность вместо судовладельца взял Клуб взаимного страхования Hanseatic. Однако выплаты в размере $42 тысячи произвели только за четыре месяца согласно страховому свидетельству, наличие которого подразумевает Конвенция о труде в морском судоходстве.
В процесс оказания помощи своим гражданам включилось и индийское посольство: моряков планировали вывезти эвакуационным рейсом через Москву 28 мая, но все сорвалось из-за требования российских властей о прохождении 14-тидневного карантина по прибытию в столицу. Лишь 3 июля они все-таки вылетели в Дели, поблагодарив Ольгу Ананьину за помощь.
Логистические задачи решаются
К середине лета некоторые компании начали откровенно злоупотреблять сложившейся в мире ситуацией, заставляя членов экипажей работать на судне намного дольше предельных сроков контрактов, указанных в КТМС. Тем временем некоторые страны уже начали вводить послабления на передвижения, другие – вовсе снимать ограничения на въезд и выезд при условии отрицательного теста на коронавирус. Но многие моряки продолжали работать в море по 12, 14 и даже 18 месяцев. После того, как Международная федерация транспортников предельно ясно обозначила свою позицию – моряки не обязаны заключать новые контракты и имеют право вернуться домой, в портах начали задерживать суда по причине истекших трудовых договоров членов экипажей. Так судовладельцы стали находить способы сменить экипаж.
– Berge Taranaki под флагом Либерии чуть не попал под санкции государственного портового контроля в Калининграде из-за нарушений сроков контрактов моряков, – рассказывает инспектор МФТ в Калининграде Вадим Мамонтов. – К этому моменту они были просрочены на два месяца. Когда же встал вопрос о задержании судна, проблема решилась довольно быстро – судовладелец предоставил гарантийное письмо в PSC, в котором заверил, что сменит всех членов экипажа в Эстонии. И если бы не эта ситуация, морякам грозил бы очередной переход до Латинской Америки.
Вадим Мамонтов отмечает, что портовые власти не раз приходили на помощь как инспекции МФТ, так и морякам.
– Нам редко удавалось посещать суда, – объясняет он. – В основном это было связано с ограничениями, введенными компаниями на своем флоте: капитанам запрещалось пускать на борт людей, не имеющих отношение к операциям с судном и грузом. Мы понимаем, что в контексте пандемии такие меры предосторожности абсолютно оправданы, поэтому для реагирования на ту или иную ситуацию обращались за помощью к портовым властям. И они нам не отказывали.
На помощь МФТ и морякам
Действительно, PSC не раз приходил на выручку МФТ. Примеры совместной работы есть не только в Калининграде, но и в других портовых городах. Так, государственный портовый контроль Усть-Луги помог урегулировать вопросы репатриации и выплаты зарплаты морякам т/х Ever Grand (ИМО 9613989, флаг Панамы).
В конце октября в РПСМ обратились коллеги из братского профсоюза моряков Мьянмы – IFOMS. Они объяснили, что на борту Ever Grand уже 14 месяцев находятся двое членов экипажа, но они не могут получить от работодателя план репатриации. При посещении судна петербуржской инспекцией МФТ информация подтвердилась. Помимо этого вскрылись и другие факты нарушения прав моряков – они получали в два раза меньше, чем предусмотрено их контрактами. Разница составляла около $25 тысяч. В решение проблем был вовлечен государственный портовый контроль Усть-Луги. Собственная проверка PSC подтвердила, что на Ever Grand нарушается требование КТМС о продолжительности непрерывной службы члена экипажа сроком не более 11 месяцев при 12-месячном контракте, а также право на выплату заработной платы.
Судовладельца поставили в известность, что выход судна из порта задерживается до урегулирования обозначенных проблем. Он незамедлительно отреагировал на это уведомление – нашел деньги на погашение долга и оперативно спланировал смену в следующем порту захода в Дании. Только на этих условиях портовый контроль дал добро на выход Ever Grand из Усть-Луги.
Солидарность в действии
Как известно, в большинстве случаев трудовой конфликт на борту – многонациональная проблема. В его урегулировании разом могут быть задействованы инспекторы МФТ из разных стран, как в случае с экипажем т/х Captain Nagdaliyev.
С мая 2020 года теплоход некогда успешной компании Palmali стоял в Бейруте под арестом за долги перед бункеровочной компанией. Судовладелец бросил экипаж в чужой стране, отказавшись от всякой коммуникации с моряками, МФТ и РПСМ. В течение пяти месяцев в неизвестности и неопределенности на борту оставались двое россиян – второй помощник из Омска и повар из Таганрога, а также десять азербайджанцев. Доставку продуктов и питьевой воды для экипажа осуществлял координатор сети МФТ по арабскому миру и Ирану Мохамед Аррачеди, в России же борьбу за права моряков вели инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина и международный отдел РПСМ. Лишь после успешно завершившихся переговоров профсоюза и страховой компании четверо моряков вернулись домой с заработком за 4 месяца, согласно требованию КТМС.
По возвращении россияне направили в адрес Российского профсоюза моряков письмо, выразив благодарность РПСМ, МФТ и в частности инспекторам – Мохамеду Аррачеди и Ольге Ананьиной: «Постоянные консультации, поиск, нахождение и оплата адвоката для нашего экипажа, а также материальная помощь в виде оплаты и поставки продовольствия, пресной воды и топлива – далеко не полный перечень всей помощи, которую они нам оказывали на протяжении пяти месяцев. Сложно передать словами все то, что мы хотим выразить! Благодаря таким людям брошенные моряки могут надеяться на помощь и поддержку по всему миру!»
Работа продолжается
Координатор МФТ в России Сергей Фишов постоянно подчеркивает, что результативная работа МФТ – заслуга каждого из команды инспекторов:
– Свою работу мы проводим не только в тесном взаимодействии между собой, но и в сотрудничестве с государственным портовым контролем и национальными морскими профсоюзами. Это позволяет добиваться лучших результатов по оказанию помощи членам экипажей. И пусть пока не все проблемы моряков решены, мы продолжаем двигаться в этом направлении. Наши цели прежние – добиться, чтобы каждый работник флота получал заработанные деньги, имел право завершить контракт и вовремя вернуться домой.
Наверх