23.03.2021

ПЦР, антитела или антиген: в чем разница?

11 марта 2021 года прошел ровно год с того момента, как ВОЗ объявила пандемию COVID-19. На тот момент во всем мире насчитывалось 118 319 подтвержденных случаев заражения вирусом. Сейчас это число превышает 123 миллиона человек, а жертвами болезни стали более 2,5 миллионов. За последние месяцы было одобрено несколько эффективных вакцин против COVID-19, которые возродили надежду на то, что пандемию можно будет обуздать. Однако их производство и распространение требует времени, и могут пройти годы, прежде чем большая часть населения мира будет привита. Поэтому соблюдение различных санитарных требований по-прежнему остается одной из основных мер противодействия пандемии. Для судоходной отрасли это, к несчастью, означает сохранение ограничений на поездки и портовые операции, проблемы со сменой экипажей, репатриацией заболевших, а также риски для здоровья и благополучия моряков. Тестирование – одна из главных мер по борьбе с распространением COVID-19, которая позволяет на раннем этапе выявлять и изолировать инфицированных, предоставляя им своевременную медицинскую помощь. Но каковы же преимущества одних и недостатки других тест-систем?

Основные различия

Так, на сегодняшний день золотым стандартом для обнаружения вируса в организме человека и диагностики активной стадии коронавируса во всем мире является проверка методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). Однако для получения результатов в этом случае может потребоваться достаточно продолжительное время. Поэтому в дополнение к ПЦР-тестированию многие страны стали проводить анализы на выявление антигенов. Они обладают множеством преимуществ: во-первых, их результаты можно получить за считанные минуты, во-вторых, они относительно недорогие. К тому же производители стали выпускать полные диагностические наборы для подобных исследований в домашних условиях, а значит, теоретически проводить такие анализы можно прямо на борту, причем результаты будут получены сразу же. Однако стоит отметить, что тест на антиген – не то же самое, что тест на антитела. Если первый предназначен для поиска активного вируса в организме, второй может только помочь идентифицировать людей, которые были инфицированы COVID-19 в прошлом. Поэтому тест на антитела не подходит для диагностики активной стадии инфекции.

В судоходстве существует много вопросов в отношении использования анализов на антигены на борту: насколько они точны, стоит ли применять диагностические наборы на теплоходах? Моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы безопасно использовать такие тесты на судах, осветил доктор Ингрид Х. Йохансен из Норвежского центра морской и подводной медицины. Делясь интересными и полезными сведениями об их эффективности, доктор Йохансен выделил ряд базовых принципов, которые операторам следует учесть, прежде чем использовать тесты на антигены в качестве части своих стратегий по предотвращению и управлению вспышками COVID-19 на борту.

Использование тестов на антигены на судах

Как и ПЦР, тесты на антигены предназначены для обнаружения вируса, вызывающего COVID-19. Однако, хотя проводить их и проще, а результаты известны быстрее, чем при тестировании методом ПЦР, в ходе исследований большинство из них показали более низкую чувствительность. Что это означает на практике?

Точность медицинского теста определяется двумя показателями: чувствительностью и специфичностью. «Более низкая чувствительность, чем у ПЦР-тестов» означает, что способность тестов на антиген выявлять COVID-19 у них хуже. То есть для них требуется более высокая концентрация вируса в организме, чтобы они показали правильный положительный результат.

Специфичность показывает, насколько верно анализ определяет пациентов с вирусом. То есть тесты с высокой специфичностью обладают малой долей ложноположительных результатов. Все анализы имеют какую-то погрешность. Время проведения теста относительно момента заражения вирусом имеет решающее значение для получения точного результата.

Есть несколько основных принципов использования анализа на антигены на борту судов.

1. Выбрать подходящий диагностический набор для тестирования.

Операторы, решившие проводить подобные анализы на своих судах, должны выбрать те, которые соответствуют минимальным требованиям к эффективности, установленным ВОЗ, с чувствительностью ≥ 80% и специфичностью ≥ 97%. Чем выше эти показатели, тем лучше. Тест должен быть простым в использовании, а инструкции производителя по забору биоматериала, безопасному обращению и утилизации необходимо строго соблюдать. Кроме того, нужно, чтобы анализ одобрил соответствующий государственный орган. Обзор тестов на антигены, получивших разрешение на экстренное использование (EUA), можно найти на веб-страницах ВОЗ (https://www.who.int/publications/m/item/200922-eul-sars-cov2-product-list) и Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) (https://www.fda.gov/medical-devices/coronavirus-disease-2019-covid-19-emergency-use-authorizations-medical-devices/vitro-diagnostics-euas#individual-antigen).

При этом следует помнить, что отдельные страны и разные порты могут устанавливать свои процедуры тестирования и перечень одобренных систем.

2. Использовать тесты на антигены в дополнение к другим предписанных мерам, а не вместо них.

Такие анализы могут быть весомым дополнительным основанием для принятия решений о том, как действовать при подозрении на заражение COVID-19 на борту. Однако они не заменяют другие методы защиты. Отметим, что по-прежнему считаются самыми эффективными для предотвращения вспышек COVID-19 на борту следующие меры:

– Перед посадкой на борт экипаж должен пройти 14-дневный карантин, в идеале как можно ближе к судну, а по его завершении с соблюдением самым строгих мер предосторожности доставлен на него.

– Взаимодействие между теплоходом и берегом по возможности должно быть максимально ограничено.

– Если вирус все-таки попал на борт, необходимы такие меры, как изоляция инфицированных, частое мытье рук, обязательное ношение масок, соблюдение безопасной дистанции и строгих санитарно-гигиенических мер в целом.

Более полное представление о мерах защиты можно получить из рекомендаций Международной морской организации (ИМО), содержащихся в циркулярных письмах № 4204 / Add.14: Рекомендуемая структура протоколов для обеспечения безопасной смены и перевозки экипажа судов во время пандемии коронавируса (COVID-19), №4204 / Add.16: Руководства в отношении COVID-19 для обеспечения безопасного взаимодействия на борту судна между судном и береговым персоналом и №4204 / Add.27: Протоколы по снижению рисков заражения COVID-19 на борту судов.

3. Использовать тесты на антиген только при наличии подозрения на COVID-19.

Вероятность получения ложноположительных результатов теста на антиген выше при низком исходном уровне риска инфекции. Так, на данный момент известно, что коронавирус сопровождает широкий спектр самых разных симптомов, которые проявляются и при других распространенных заболеваниях, таких как простуда, грипп, малярия и т. п. Также установлено, что человек, в организме которого присутствует COVID-19, может быть источником заражения за 48 часов до проявления каких-либо признаков болезни, а многие вообще переносят ее бессимптомно, но при этом могут передавать ее окружающим. Однако заразиться можно только при контакте с носителем вируса в течение предыдущих 14 дней. Поэтому широкий скрининг всего флота с использованием анализов на антигены способен принести больше вреда, чем пользы. Кого-то может ввести в заблуждение отрицательный результат теста, и они ослабят меры предосторожности. Других, наоборот, на основании ложноположительного результата поместят на карантин, а на самом деле окажется, что у них никогда не было коронавируса. В некоторых случаях заболевания со сходными симптомами будут ошибочно приняты за COVID-19.

4. Никогда не доверять одному отрицательному тесту.

Эффективность выявления COVID-19 в организме человека зависит от того, как долго больной уже заражен, количества вируса в организме, качества теста и других факторов. Анализы на антиген чаще всего дают положительный результат, если биоматериал для их проведения взяли в течение первых пяти дней с момента проявления симптомов, но могут быть положительными и за один-два дня до первых признаков заболевания. Следовательно, выполнение теста сразу после заражения человека или через длительное время после него увеличивает вероятность ложноотрицательного результата. То есть единичный отрицательный тест вовсе не гарантирует, инфекция в организме отсутствует. Повторные отрицательные результаты увеличивают вероятность этого.

Таким образом, о целесообразности и пользе использования тестов на антигены на борту можно заключить следующее. Несмотря на все потенциальные проблемы и дилеммы, они могут быть полезны для предотвращения и управления вспышками COVID-19 на грузовых и круизных судах. Однако их следует в первую очередь использовать для подтверждения или опровержения заражения у лиц с симптомами или тех, кто был в тесном контакте с людьми с подтвержденным диагнозом COVID-19. В последнем случае карантин нужен независимо от результата теста. При положительном результате человека необходимо изолировать. Интерпретация результатов анализов на COVID-19 может оказаться сложной, поэтому должна выполняться при участии квалифицированных медиков.

Свое мнение по вопросу тестов на антигены высказал и страховой клуб Gard. Специалисты считают, что их использование может служить дополнительной мерой предосторожности как для снижения риска попадания коронавируса на борт с прибывающим экипажем, так и в рамках плана управления потенциальной вспышкой COVID-19 на теплоходе.

Однако прежде, чем приступать к массовому скринингу этим методом всего плавсостава, клуб порекомендовал операторам проконсультироваться с компетентными в этой области медицинскими работниками, чтобы выбрать наиболее подходящую тест-систему. В первую очередь важно установить критерии для выбора диагностического набора и определиться с ситуациями и обстоятельствами, при которых целесообразно проводить анализы. Персонал, который будет заниматься тестированием, должен пройти надлежащее обучение и уметь интерпретировать результаты. Не менее важно четко определить алгоритм действий при всех возможных результатах тестов. В качестве основы судовладельцам рекомендуется взять на вооружение «Алгоритм действий в отношении теста на антиген» Центра по контролю и профилактике заболеваний США (US CDC «Antigen Test Algorithm»), хотя он и не был разработан специально для теплоходов. Кроме того, операторы судов должны учитывать, что любая страна может установить собственные ограничения в отношении COVID-19, а значит, одни государства будут принимать отрицательные тесты на антигены как доказательство отсутствия инфекции на борту, а другие – нет. Поэтому об этом стоит узнавать заранее – до прибытия в любой порт запросить информацию у местных портовых властей и агентов список ограничительных и превентивны мер.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что многие страны в качестве доказательства отсутствия заболевания в настоящее время принимают только результаты тестов ПЦР. Хотя их получение действительно занимает время, все же оно не сравнится, например, с 14-дневным карантином, который морякам все еще приходится проходить в ряде стран. Отметим, что подобные условия, сложные процедуры, а также недостаточное число регулярных авиарейсов или их отсутствие в некоторые государства, являются основным препятствиями для преодоления кризиса смены экипажей.

По материалам hellenicshippingnews.com

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх